Почему устало улыбается комиссар Каттани, или Есть ли выход из диаспорального тупика?
Icma.az сообщает, что по информации сайта Zerkalo.az.
Судя по всему, власти РФ пока не собираются приостанавливать кампанию гонений против азербайджанцев. 4 июля, как сообщает российский ТГ-канал «Оперативные сводки», «в Истринском районе Подмосковья на рынке главы местной азербайджанской диаспоры прошел очередной антимигрантский рейд».
На вопросы # обо всей этой ситуации в целом согласилась ответить доктор политических наук, кандидат философских наук, дипломат Татьяна Полоскова (РФ).

— Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов на днях заявил, что нужно «запретить диаспоры для защиты суверенитета России». Что бы это значило?
— Видимо, политик имел в виду национальные организации и объединения, в том числе, неформальные. Диаспоры запретить нельзя, так как далеко не все выходцы из стран зарубежья, проживающие в России (собственно, диаспоры) объединены в структуры по этническому признаку. И таких подавляющее большинство. Что касается этнической преступности (а, видимо, это имел в виду господин Миронов), то, как бы не резало ухо кому-то такое определение, она была и есть. И не только в России. Но и в США, в странах Латинской Америки, в Европе и в других странах. Это серьезная проблема и одними хлесткими заявлениями ее не решить.
А вот то, что сложившаяся система взаимодействия с общественными организациями и объединениями диаспор, действительно, представляет собой угрозу для национальной безопасности нашей страны я вполне согласна. Начнем с того, что в подавляющем большинстве случаев, в разных регионах, диаспоральные структуры чисто формальны, как и организуемые ими фестивали, выставки и т.п. Эти общественные объединения не самодостаточны, не имеют собственного финансового потенциала (как оно должно быть), а потому, в основном, зависят от бюджета, и от конкретного чиновника («куратора»). Скажем прямо, выполняют роль банно-прачечных комбинатов по освоению средств. Основная часть диаспоры даже не знает об их деятельности.
А мигранты, как правило, еще до приезда в Россию попадают в руки криминального бизнеса, представители которого обещают людям из Средней Азии и других государств «златые горы» (высокие зарплаты, хорошие условия проживания), а потом с легкостью втягивают обманутых людей в сети организованной преступности. Продажа наркотиков, незаконный вывод денег, вовлечение в торговлю людьми и т.п. Потому что, «златых гор» и легкого хлеба здесь нет. А есть тяжелый повседневный труд. Надо легализовать свое проживание и трудовую деятельность в России, платить налоги, помогать семье, оставшейся на родине и т.п.
Возникает вопрос к господину Миронову. Наши депутаты не знают, что этот гигантский спрут криминального бизнеса на мигрантах не мог бы существовать и дня без участия российских преступных групп? Причем, некоторые представители которых, как показывают последние преданные гласности факты, руководили этими схемами прямо из полицейских кабинетов?
Чем, простите, думают наши депутаты, когда голосуют за то, чтобы запретить мигрантам привозить с собой семьи? А идея не брать в школы детей мигрантов по причине слабого знания русского языка! И куда эти дети потом пойдут – фавелы бразильские хотим у себя создать? А слабо по примеру других стран организовать платные подготовительные курсы? И школе было бы финансовое подспорье, и детская преступность бы не росла.
Имя таким депутатским инициативам – популизм и дилетантизм. Почему обесценилось мнение профессионалов? Темой диаспор должны заниматься специалисты, имеющие знание и опыт, а не горластые выскочки, которые считают себя в праве формировать повестку по миграционной и диаспоральной темам, в том числе, заполнив собой ток-шоу. И не те, кто отродясь не бывал ни в Азербайджане, ни в Армении, даже проездом, зато горазды распространять небылицы о том, «как надо строить национальную политику».
— Недавно спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сказал, что стоит вернуть цензуру. А это о чем?
— Да, и тут же начался вселенский вой. Пошли ссылки на Основной закон страны. А я согласна. Да, должна быть свобода мнений. Но никто не давал права озвучивать безграмотные и вредные для страны призывы, сеющие межнациональную рознь, и оскорблять в публичном пространстве заслуженных людей.
Несомненную угрозу национальной безопасности несет сложившаяся коррупционная система, когда под выделенный бюджет недобросовестным чиновником создается диаспоральная структура из трех человек или еще хуже — регистрируется СМИ, лоббируется под этот «проект» грант. И начинается череда бесполезных мероприятий. Когда федеральные национальные объединения подбирают удобных лидеров в регионах, с которыми «можно иметь» финансовые дела, но которых не воспринимают свои же соотечественники.
А куда же они идут в случае острых проблем? Правильно, к решальщикам, к неформальным лидерам. К тем, кто и с полицией проблемы уладит, и поможет кредит получить, и защитит в случае необходимости от произвола властей.
Ничего не напоминает? Правильно, именно так формировалась сицилийская мафия. И не только она. А говоря прямо, это параллельная власть, куда вкраплены и представители власти реальной. Эту угрозу наши политики не видят? А это пострашнее криминальной группировки выходцев из того же Таджикистана, торгующей наркотиками.
— Сегодня призывы закрыть диаспоральные структуры звучат в России уже со всех трибун. Как вы оцениваете это?
— А я согласна, по двум причинам: если закрыть официальные общественные организации, так никто этого и не заметит, кроме тех, кто там тусуется. А вот прикрыть неформальные сети, группирующиеся вокруг местного Дона Корлеоне, практически, нереально. Они, порой, невидимы.
Господин Миронов уверен, что «национальные диаспоры являются не только организованными преступными сообществами, но и инструментами вмешательства во внутренние дела России». Вот так? Ну, господин депутат, прямо дословно цитирует русофобов и националистов из тех же стран Балтии и не только, которые аккурат ровно то же говорят о российских соотечественниках и их организациях за рубежом. А они, бедные, и так на ладан дышат. Потому что эта же схема использования их как банно-прачечные комбинаты для прокачки бюджетных средств. А как все хорошо начиналось! Вопрос, почему так и нет среди лидеров русских организаций ни сильных политиков, ни представителей крупного бизнеса? Почему на форумы в Россию уже почти тридцать лет приезжают все те же «профессиональные соотечественники» в лице бабушек-старушек, которые так и не создали самодостаточные организации, зато прочно удерживают свои позиции формальных лидеров русских общин. А для чего? А потому что многие из них больше ничего не умеют, кроме как за счет бюджета, за счет денег российских налогоплательщиков кататься по форумам да навещать раз в год маму в Урюпинске. Молодежи они боятся, конкуренты им не нужны.
А потому, если уж будем прикрывать диаспоральные структуры в России, так эти липовые организации соотечественников тем более прикрыть надо. Кстати, среди этой публики засланных «казачков» тоже хватает. Самое смешное, что «казачки» эти годами трутся вокруг наших посольств, все про них все знают. А прогнать не могут. Они же частые гости в Москве, и с кем там только не ручкались. Даже произнести страшно! Работа у них такая.
Да, этнические преступные группировки и их деятельность надо пресекать. Но вот только гляжу я на аресты и задержания представителей криминального мира: армянской национальности в Сочи, азербайджанской в Москве и Екатеринбурге, таджикской в Центральной России. И терзают меня смутные сомнения: а это действительно борьба с преступностью или очередной передел? Но я гоню-гоню от себя эти мысли! А в снах мне устало улыбается комиссар Каттани из сериала «Спрут».


