Политолог: Иран должен быть заинтересован в возможностях Азербайджана
Азербайджанский политолог, руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу в комментарии Minval.az отметил несколько причин, указывающих на важность визита помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева в Иран.
Отметим, что Гаджиев провел переговоры с политсоветником президента Ирана Мехди Санаи, главой МИД ИРИ Аббасом Арагчи, встретился с секретарем Высшего совета нацбезопасности Ирана Али Акбаром Ахмадианом, а также с председателем Стратегического совета по внешним связям Ирана Кемалем Харрази. Кроме того, помощника азербайджанского лидера принял президент Ирана Масуд Пезешкиан, которому Гаджиев передал приглашение президента Азербайджана Ильхама Алиева посетить страну. Также неким политическим сигналом можно считать посещение Гаджиевым нового здания азербайджанского посольства в Тегеране.
«Этот визит важен для Азербайджана по нескольким причинам: во-первых, до сведения Тегерана еще раз было доведено, что Азербайджан не хочет напряженности в отношениях с южным соседом и наша страна заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве; во-вторых, из-за позиции Армении по созданию Зангезурского коридора Азербайджан придает большое значение маршруту, проходящему через территорию Ирана вдоль берега реки Араз. Строительство моста через реку близится к завершению. Запуск коридора через Иран в короткие сроки станет полезным для стран региона, и Тегеран не может не осознавать этого важного момента», — отметил эксперт.
В-третьих, по словам политолога, несмотря на неоднократные заверения в том, что отношения Азербайджана с различными странами, в том числе с Израилем и США, не направлены против Ирана, эта мысль еще раз была доведена до сведения иранских официальных лиц в Тегеране.
«В-четвертых, официальный Баку надеется на нормальное сотрудничество с лояльным президентом Ирана Масудом Пезешкианом. Пезешкиан также проявляет интерес к сотрудничеству с Азербайджаном. Не исключено, что на переговорах в Тегеране также состоялся обмен мнениями об организации встречи президентов двух стран в ближайшее время», — предположил Шахиноглу.
В то же время эксперт считает, что, несмотря на все перечисленные положительные моменты, «консервативные и религиозные круги Ирана все еще могут поставить крест на достигнутом с помощью ряда антиазербайджанских провокаций»: «Подобное происходит каждый раз, когда официальные лица и дипломаты двух стран встречаются, проводят переговоры о партнерстве и совместных проектах — через некоторое время один из провинциальных мулл или генерал Корпуса стражей исламской революции, нацелившись на Азербайджан, делает заявление, а подконтрольные иранскому государству телеканалы, агентства и сайты транслируют эти высказывания. В результате инициативы, выдвинутые сторонами в позитивном ключе, остаются незавершенными».
Что касается позиции Армении на фоне азербайджано-иранских планов, политолог отметил, что, насколько бы она ни была заинтересована в расширении торгово-экономических связей с Ираном, у нее недостаточно возможностей и нет ресурсов. «Несмотря на то, что между Ираном и Арменией политические связи находятся на достаточно хорошем уровне, на рынке этих двух стран это никак не отражается с точки зрения экономики и торговли», — добавил он.
Эксперт указал, что в центре внимания Ирана должны находиться развивающиеся связи Азербайджана, расширяющийся азербайджанский рынок, возможности в рамках коридора Север—Юг, а также вопрос транзита российского газа в Иран через Азербайджан.
«Все эти моменты диктуют Ирану необходимость заинтересованности в расширении связей с Азербайджаном, что оставляет Армению за бортом», — подчеркнул политолог.
В завершение Шахиноглу отметил важность прекращения провокаций в отношении Баку: «Необходимо, чтобы консервативные религиозные круги Ирана отказались от антиазербайджанских заявлений, которые создают угрозу для реализации запланированных проектов. Кроме того, подобные шаги идут во вред и самому Ирану».