Политолог: Политика санкций США приведет к еще большей изоляции Беларуси и росту зависимости от России
Согласно материалам Minval, передает Icma.az Политолог: Политика санкций США приведет к еще большей изоляции Беларуси и росту зависимости от России.
Впервые за последние годы в Минск прибыл представитель Госдепартамента США. Администрация Дональда Трампа намерена заключить масштабную сделку с президентом республики Александром Лукашенко по освобождению белорусских политзаключенных. В рамках визита были проведены переговоры, в результате которых освобождены трое заключенных, в том числе гражданин США. На что нацелена администрация Трампа, можно ли эти действия считать попытками отхода от политики изоляции в отношении властей России и Беларуси, каковы будут дальнейшие шаги американского руководства и как это связано с урегулированием украинского кризиса в беседе с Minval.az своими мыслями поделился белорусский политолог, доктор политических наук, глава Центра анализа и прогнозов Павел Усов.
«США меняют в целом стратегию и подходы в регионе, в том числе и по отношению к войне, и к Беларуси, что связано, прежде всего, с исчерпанием условных рамок, за время которых предыдущие подходы могли что-либо изменить. Речь идет о пятилетнем сроке. Как бы там не относились к выборам, тем не менее пять лет и последние выборы в Беларуси показали, что режим справился с внутренним кризисом, чувствует себя вполне устойчивым и стабильным, внутренние угрозы нейтрализованы, подход, который господствовал на протяжении последних пяти лет – санкции, изоляция и давление, как мы видим, не принесли никаких результатов. Кроме того, наблюдается сползание Беларуси в Россию по всем направлениям – стратегическое, военное, политическое. И никаким образом это не улучшило ситуацию внутри страны, и тем более не освободило ни одного политического заключенного», — отметил эксперт.
По его словам, в Госдепе США понимают, что политика санкций на данном этапе не эффективна, особенно если учесть, что основной опорой для власти Лукашенко является Россия: «И Россия будет снабжать Беларусь как своего не то что союзника, а вассала, всем необходимым, чтобы обеспечить эту устойчивость».
«Также изменилась оценка Трампа и его окружения по отношению к ситуации в Беларуси. И тут на передний план выходит подход попыток перезапустить отношения с Лукашенко, пойти на диалог. Тут необходимо отметить, что предыдущая администрация Трампа, когда Госдепом руководил Помпео, была успешной в отношении Беларуси, раскрытия Беларуси, были довольно активные контакты, в том числе с ближайшим окружением Трампа. Это способствовало сближению, которое опиралось на идеи того, что таким образом удастся Лукашенко оторвать от России и связать Беларусь в Западом. В какой-то степени это имело успех, но понятно, что как только речь заходит о личной власти, Лукашенко меняет приоритеты, независимо от национальных, переориентируя страну в другом направлении. Так случилось в 2020 году», — сказал Усов.
Нынешний подход, по мнению политолога, будет эффективен в гуманитарном плане: «На геополитические ориентации и приоритеты посредством диалога сближение уже не повлияет в силу того, что Беларусь стала крайне зависима от России, в том числе в экономическом плане».
«Но эти переговоры могут способствовать освобождению ряда политических заключенных, и такой процесс уже запущен, результатом того стало освобождение трех политзаключенных. Но думаю, что даже освобождение этих людей, а это первый шаг со стороны Лукашенко, который демонстрировал таким образом готовность идти на дальнейшие контакты, в том числе значительно больше освободить политических заключенных, в свою очередь приведет к тому, что США пойдут на уступки в вопросе санкций», — считает эксперт.
Отвечая на вопрос о том, координирует ли белорусский лидер свои действия с Кремлем, Усов отметил: «Трудно сказать, насколько сильна координация, но по многим вопросам стратегического характера, конечно же, Лукашенко не в состоянии принимать самостоятельных решений». В этой связи политолог напомнил ситуацию с нелегальными мигрантами, «которые стали оружием, своего рода гибридной войной, что ухудшило отношения с Польшей и Литвой, которые переросли практически в открытую конфронтацию в 2021 году». «Насколько в этом вопросе Лукашенко самостоятелен, остается без ответа», — добавил он.
Усов уверен, что Путин не настроен на то, чтобы дать Лукашенко уйти из-под контроля.
«Другой вопрос – это размещение ядерного оружия на территории Беларуси, и третье – подготовка к проведению масштабных учений «Запад-2025». То есть речь идет о каких-то точечных шагах, которые позволили бы снизить напряжение с Западом. Для Лукашенко Москва может закрыть глаза, но не позволит разворот», — подчеркнул эксперт.
Кроме того, политолог указал на то, что Москва крайне охотно согласится и даже поддержит Лукашенко, если будут сняты санкции с каких-то предприятий двойного назначения, что позволит получать технологии в обход санкций для ВПК, поскольку белорусский ВПК практически полностью интегрирован с российским. «Есть предприятия, которые увеличили свою выручку благодаря работе на ВПК РФ. Например, предприятие «Интеграл» за последние годы чуть ли не в тысячу раз свою выручку увеличило благодаря производству микросхем и других элементов, необходимых для российских ракет», — сказал он.
Комментируя утверждение о том, что США постепенно отходят от политики изоляции в отношении Путина и Лукашенко, Усов сказал: «Трудно сказать, чего хотят на сегодняшний день американцы, потому что заявления последних недель крайне противоречивы в том плане, что США почему-то начинают разговаривать языком ультиматумов с Европой и Украиной, но не выставляют никаких ультиматумов той же России. Одновременно с этим пока что осуществляются поставки вооружения Украине и опять же требуются взамен договоры о добыче редкоземельных металлов, придушивая ослабленную войной Украину. За этой крайне противоречивой риторикой и во многом даже не дружественной в отношении Европы нет никакой конкретики, конкретики в плане разрешения кризиса. Если Трамп говорил, что закончит войну еще до инаугурации или в первые дни своего президентства, потом отдаляет программу урегулирования еще на 100 дней, после чего Келлог заявляет, что какой-то план будет представлен через несколько недель, становится очевидно, что нет никакого пакета предложений и механизма разрешения этой ситуации в военно-стратегическом плане».
По его словам, на сегодняшний день существует угроза того, что договор будет заключен через уступки посредством потерь и политических, и военных, и территориальных для Украины, что не является никаким мирным планом, который должен предотвратить войну в регионе.
«Должно быть представление того, что войну можно закончить только поражением России, потому что она не откажется от своих дальнейших агрессивных планов. Открытым остается вопрос о том, насколько это понимают в Вашингтоне, и насколько это понимают в администрации Трампа. Судя по всему, если говорить о заявлениях и выступлениях, его нет. Такое ощущение, что Трамп готов довериться Путину, его обещаниям, его огульным декларациям, за которыми не прослеживается никаких механизмов с тем, чтобы действительно выйти из этой драматической ситуации», — убежден белорусский политолог.
Поэтому, добавил он, на данный момент сотрясающие мировой порядок заявления и подходы не содержат механизмов реального урегулирования кризиса в регионе.
«Очевидно, что Беларусь вообще не стоит на повестке дня. Если говорить о деизоляции России и Беларуси, то такой подход без реальных уступок со стороны Кремля антипродуктивен и деструктивен с точки зрения интересов Запада и США», — подчеркнул собеседник.
Говоря о действиях Вашингтона относительно урегулирования в Украине, политолог напомнил недавнее заявление главы Пентагона Пита Хегсета на встрече стран-членов НАТО, которые свидетельствовали о том, что ни один солдат, даже если будет подписан мирный договор, не станет участвовать в процессе мониторинга и укрепления мирной ситуации.
«Они дистанцируются от возможности любого участия в этих военных и мирных действиях. Это было четко заявлено, поэтому я не уверен, что за политическими декларациями кроется реальная готовность. Из реальных угроз, которые я слышал из уст Хегсета и вице-президента Вэнса, было то, что США начнут выкачивать нефть для того, чтобы снизить цены на мировом рынке, что, на мой взгляд, тоже очень популистские заявления. Необходимо значительно больше времени не только на то, чтобы просто выкачать эту нефть и выставить на рынок. Для того, чтобы сбить цены на мировом рынке, необходимо миллионы тон нефти выбросить на мировой рынок, а страны ОПЕК не дадут согласие на снижение цен и на сокращение добычи.
Даже эти попытки стран Европы ввести потолок цен на нефть на уровне 60 долларов за баррель, не работают, и Россия до сих пор продолжает получать огромную прибыль от продажи нефти, в том числе Индии и Китаю. Это не выход, учитывая, что Россия заинтересована в затягивании этой войны», — отметил эксперт.
По его словам, Москва сегодня работает на истощение сил и ресурсов в живой силе и технике Украины и пока она в этом успешна: «В силу дефицита сил и средств в Украине, прежде всего, средств активного нападения, потому что до сих пор не дано разрешение на удары вглубь территории России, не считаю, что заявления США относительно ужесточения санкций, а также попытки снижения цен не нефть реально изменят положение вещей».
«Необходимо исключительно тактическое давление на Россию на всех направлениях, выдавливание ее из стран Африки, Латинской Америки на примере того, что было сделано в Сирии, как и военное присутствие США в Европе, прежде всего в регионах, граничащих с Россией. Сегодня как раз таких конкретных заявлений не хватает», — сказал Усов.
Говоря о целях Трампа в отношении Беларуси, политолог отметил, что «решить вопрос освобождения политических заключенных гораздо легче, чем остановить войну».
«Запуск процесса освобождения политзаключенных даст большой идеологический плюс для Трампа, он может это продавать на международной арене как практический результат своих действий, поскольку на других направлениях реальных достижений, особенно после громких заявлений в отношении Исландии, Мексики, Канады и скорого решения войны в Украине, кроме испорченных отношений, представлено не было. А здесь можно показать успехи», — указал эксперт.
Усов также отметил и второй момент: «Надежда на то, что такой процесс в какой-то степени может усилить автономию Лукашенко в плане какого-то геополитического лавирования. Поскольку это невозможно, будет создана иллюзия, что процесс диалога укрепил позиции Беларуси в разговоре с Путиным. Это можно продать как успешное решение кризисных вопросов. На самом деле это, конечно же, не решение, так как, по сути, ничего не поменяется ни в Беларуси, ни в отношениях с Россией. Но это можно представить как успешную политику администрации Трампа на фоне провальной политики Байдена и вообще Европейского Союза».
«С другой стороны, конечно же, на сегодняшний день зависимость Беларуси настолько огромна, что любые средства, которые поспособствовали укреплению этого баланса или укрепления какой-то суверенности в решении и внутренних вопросов, и внешней политики, имеют свои плюсы и очень важны, потому что других методов и ресурсов изменения положения Беларуси на сегодняшний день нет. Политика санкций и давления, не выборочная политика, а огульная политика санкций приводит к изоляции Беларуси и белорусского общества и укреплению российского мира в стране. Если каким-то образом изменения подходов повлияют на уменьшение российского влияния в Беларуси, хотя бы на несколько градусов, то это уже большой плюс в нынешних обстоятельствах. К тому же, если это будет фактором сдерживания давления Путина на Лукашенко с тем, чтобы втянуть Беларусь в открытую войну против Украины, угроза какая-то остается. В плане обеспечения общей стабильности в регионе это очень важно», — заключил Усов.

