Icma.az
close
up
AZ
Menu

В Губе пройдет зимний лагерь для студентов под названием MathCamp 2026

Компании из Европы просят США разрешить экспорт нефти из Венесуэлы

Анкара для Тегерана слишком сильный и сложный противник Турецкие эксперты на

Сабаил усилил состав новым игроком

Назван объем инвестиций Австрии в экономику Азербайджана в январе сентябре 2025 г.

Германия не пустила российский танкер в Балтийское море через свои территориальные воды

Белый дом: Иран отменил 800 казней протестующих

ДНК тест подтвердил гибель российского бизнесмена на Кипре

Без паники: какие визы США для граждан Азербайджана действительно приостановлены Minval Politika

TikTok внедряет новую технологию определения возраста для Европы

Кратоса в сериале God of War сыграет Райан Хёрст, звезда Сынов анархии

Макрон с красным глазом заявил о необходимости бояться Франции

В честь 140 летия Узеира Гаджибейли представили почтовую марку и концерт (ФОТО)

США вводят пошлины в размере 25% на импорт полупроводников

Мачадо вручила Трампу Нобелевскую премию мира в Белом доме

Пакистан запускает ASAN xidmət

Спикер парламента Кыргызстана принял генерального секретаря ТЮРКПА

Обвал пирамиды надежд крапленые карты

Израиль попросил США отложить планы атаки на Иран

Президент Чехии заявил, что Украине придется пойти на болезненные уступки Minval Politika

Портников: Забудьте о мире это лишь начало большой войны ИНТЕРВЬЮ

Портников: Забудьте о мире это лишь начало большой войны ИНТЕРВЬЮ

По данным сайта Vesti, передает Icma.az.

Спецпосланник президента США Стив Уиткофф вновь прилетел в Москву — уже в шестой раз за год — для переговоров с Владимиром Путиным. Накануне во Флориде Уиткофф, зять Дональда Трампа Джаред Кушнер и глава Госдепартамента Марко Рубио обсуждали с украинской делегацией предложенный Вашингтоном план завершения войны. Казалось бы, дипломатическая активность нарастает, но остается главный вопрос: можно ли ждать реального результата от этих контактов или все происходящее — лишь тщательно разыгранная фикция, работающая в пользу российской повестки?

Об этом, а также о том, есть ли в нынешнем «миротворческом процессе» свет в конце тоннеля, Vesti.az поговорили с украинским журналистом Виталием Плотниковым.

— Как бы вы охарактеризовали переговорный процесс относительно ситуации в Украине?

— Если совсем честно, это выглядит как попытка показать, будто мы движемся к какому-то большему миру. Но пока нет никаких оснований считать, что этот процесс вообще имеет отношение к реальному прекращению войны. Скорее, мы наблюдаем идеально разыгранную имитацию мирного процесса, на которую в Вашингтоне все еще возлагают надежды: что Россия испугается санкционного давления на экономику и согласится на прекращение огня, а Украина — на передачу территорий, которые сейчас находятся под контролем украинских войск.

Но в реальности не видно ни малейших признаков того, что Киев готов уходить с части Донецкой области, которую удерживает, ни того, что Москва вообще намерена останавливать войну. Поэтому я, откровенно говоря, не думаю, что мы сейчас свидетели какого-то настоящего мирного процесса.

Виталий, как я понимаю, судя по украинским СМИ и пабликам, у Украины сейчас острая нехватка живой силы, плюс все эти коррупционные скандалы вокруг администрации президента…

— Нехватка живой силы и коррупционные скандалы вообще никак не связаны с тем фактом, что Россия не собирается прекращать войну. И мне совершенно не обязательно читать украинские паблики, чтобы понимать: остановка войны не входит в повестку текущего «переговорного процесса».

Вчера президент Зеленский был во Франции, встречался с Эмманюэлем Макроном. Как вы оцениваете этот визит?

— Я считаю, что президент Зеленский сейчас пытается заручиться европейской поддержкой — и в вопросах дальнейшей помощи Украине, и в поиске общего языка с президентом Трампом. Но сами по себе эти визиты никакого отношения к мирному процессу не имеют. Я повторю еще раз: мы не ведем войну с Францией, мы не ведем войну с Соединенными Штатами. Мы ведем войну с Россией. А Россия эту войну прекращать не собирается. Тогда какое вообще значение имеет, с кем мы договариваемся? Все эти консультации — это разговор о поддержке на годы вперед, пока война продолжается.

Но и экономика России тоже не в лучшем состоянии, и в Москве это прекрасно понимают. Зачем же они убрали Лаврова и ведут переговоры с Уиткоффом? Тем более сегодня в Москве ожидаются новые переговоры…

— Я думаю, что они, ровно как и мы, не хотят ссориться с Трампом и стремятся к более мягким, управляемым санкциям. Поэтому и идут на переговоры, не отвергают американские предложения с порога. Их задача — демонстрировать миролюбие, чтобы Трамп не давил слишком жестко. Наша задача — демонстрировать конструктивность, чтобы он продолжал помогать Украине: обменивался разведданными, поставлял оружие — пусть даже за европейские деньги.

В этом смысле у Киева и Москвы сейчас схожие цели. И Путин, и Зеленский не хотят портить отношения с Трампом, поэтому оба играют этот спектакль, в котором Трампу должно быть комфортно. Но никакого реального процесса прекращения войны нет. Его не было никогда — просто потому, что Россия не хочет останавливать войну.

То, что мы с вами наблюдаем сегодня, — это последствия «мирного плана», который Москва сочинила в Кремле и передала в Белый дом через Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера, в надежде, что оба, как люди из близкого круга Трампа, убедят его в новом «братском миролюбии». Россия рассчитывала, что Трамп откажется от санкций против «ЛУКОЙЛа» и «Роснефти». Но произошло ровно наоборот: Трамп взял план, не отказался от давления, но стал обсуждать документ.

А Россия, когда писала этот план, ни на секунду не предполагала, что это может быть реальный документ о прекращении войны. Поэтому можно сказать, что один наперсточник попытался обмануть другого. В итоге они обманули друг друга: Трамп — Путина, Путин — Трампа. Трамп получил «мирный план», но продолжил экономически давить. Путин предложил «мирный план», но и не собирался прекращать войну. И все.

Что касается европейского варианта плана — он России просто не интересен. У Москвы нет к нему ни малейшего отношения, и рассматривать его она не собирается, поэтому говорить тут особенно не о чем.

— Но ее могут вынудить к этому.

— Совершенно верно. Вы абсолютно правы. Когда мы действительно подойдем к моменту экономического истощения России, тогда мы и сможем обсуждать возможность ее остановить. Но когда это случится — условно в 2025 году или, скажем, только к 2030-му — мы сегодня не знаем. Поэтому к этой теме мы еще не раз будем возвращаться в ближайшие годы.

— Украина тоже столкнулась с экономическими проблемами. Обсуждаются разные пакеты помощи: Швеция выделила около 150 миллионов на зиму, Италия приняла свой, уже 12-й пакет. И сейчас самый острый вопрос для Украины — в каких объемах будет осуществляться финансовая поддержка.

— Да, вы совершенно правы. Но мы не знаем, к какому решению придут европейцы. Будем надеяться, что в ближайшие недели или месяцы они все-таки найдут компромисс. Потому что если доверие к украинской власти упадет и помощь уменьшится, украинская экономика рухнет. И тогда российские войска окажутся у границы с Европой.

У Европы на самом деле не так уж много вариантов. Поэтому, честно говоря, я даже не вижу смысла долго это обсуждать. Как очень точно сказал президент Румынии Никушор Дан: помогать нужно той Украине, которая есть. Другой Украины нет — без скандалов, без сложных отношений внутри власти, без идеальных картинок. Есть та, которая держит фронт.

Если Европа хочет обезопасить себя от России, она должна помогать именно этой Украине. И все тексты в европейских СМИ вообще не имеют значения. Европейцы либо помогают Украине, либо нет. Если они не помогают финансово, а Соединенные Штаты перестают давить на Россию, — украинское государство просто исчезнет. Территория Украины станет частью Российской Федерации, и российские войска будут стоять в Ужгороде.

Это радикально меняет для Европы всю систему безопасности. Им придется платить за свою безопасность в разы больше, чем сейчас, когда они помогают Украине. Один миллиард, который они сегодня обсуждают, автоматически превращается в совсем другие суммы — и в деньги, и в жизни европейских граждан.

Поэтому это их проблема, а не украинская — сколько они готовы тратить на свое будущее. Я убежден, что, помогая Украине, они прежде всего помогают самим себе. Именно поэтому меня всегда раздражают разговоры о том, что Украина якобы должна кому-то за что-то быть благодарна. Это полная ерунда. Украина в одиночку сдерживает российскую экспансию.

Если Россия реализует свои планы, сдерживать эту экспансию придется европейским странам и Соединенным Штатам. И платить за это придется куда больше — и деньгами, и, что гораздо хуже, жизнями собственных граждан.

Так что пусть не морочат голову. Хотят помогать — пусть помогают. Не хотят — это их выбор, а не украинский.

При этом отношения у нас с Европой хорошие. Да, бывают издержки — историческая почва сложная, вы это сами прекрасно знаете. Но, согласитесь, отношения между украинцами и поляками куда ближе, чем между азербайджанцами и армянами. Это очевидно.

— Просто последние заявления премьер-министра и президента Польши о безопасности, о том, что Украина выбрала какую-то неправильную стратегию и так далее, вызывают настороженность. Это выглядит как неблагодарность и непонимание того, за что Украина вообще сражается.

— Я знаю.

— Виталий, этот вопрос я задаю всем украинским экспертам, с которыми доводится говорить. Вы очень популярный политолог, эксперт…

— Я не политолог, я - журналист.

Хорошо. Учитывая все существующие реалии — абсолютно все — на какие реальные уступки готова пойти Украина ради компромисса?

— Отвечаю прямо. Обсуждать это не имеет никакого смысла, потому что у России нет ни малейшего желания рассматривать какие-то украинские уступки. Задача России — уничтожить украинское государство. На какие бы уступки Украина ни пошла, это не остановит войну ни на один день.

Если нам удастся остановить Россию и она действительно откажется от продолжения войны, то максимум, на что она согласится, — это прекращение огня по линии разграничения. Все. Поймите: главный индикатор желания завершить войну — это прекращение огня по линии соприкосновения войск.

Так, кстати, было и в вашей истории с Арменией. Сначала прекращение огня по линии разграничения, потом — переговоры о мире. И только после этого можно поднимать вопрос об уступках.

Если же мы исходим из логики, что сначала должен быть «мирный договор», а потом — прекращение огня, то ответ очень простой: Россия не собирается прекращать войну ни при каких уступках Украины. Именно поэтому мне абсолютно неинтересно обсуждать какие-то гипотетические уступки.

Я говорю одну простую вещь, которую нужно просто запомнить: у российского руководства нет желания прекращать войну. Любые разговоры об уступках со стороны Москвы — это исключительно попытка дестабилизировать Украину, чтобы легче было оккупировать ее полностью.

С точки зрения Путина, война должна завершиться во Львове и Ужгороде, а не в Донецке или Херсоне. Поэтому никакие частичные уступки России не нужны.

Если Россия, как вы правильно говорите, в какой-то момент экономически исчерпается — тогда разговор может изменить формат. И в таком случае России вовсе не будут нужны территориальные уступки: она просто согласится на прекращение огня по линии разграничения. И уже после этого можно будет говорить о том, каким будет мир между двумя странами.

Но пока Путин не готов объявить прекращение огня — все эти дискуссии бессмысленны. Мы с вами сейчас ведем ровно такой же разговор.

И еще раз напомню: у вас есть собственный опыт армяно-азербайджанской войны. Вы прекрасно знаете, при каких условиях она прекращалась. Первое и главное — когда лидеры враждующих государств говорят: «Мы прекращаем огонь». В Карабахском конфликте это случалось неоднократно.

А вот когда вам говорили: «Сперва уступки, а потом обсудим прекращение огня» — это означало только одно: война продолжается. Так было между вами и Арменией долгие годы.

Почему же вы не хотите применить этот свой опыт и увидеть, что сейчас происходит на самом деле?

Понимаю, но вопрос уже в другом: мы ведь наблюдаем какое-то движение в сторону переговоров.

— Никакого движения в сторону переговоров нет. Это обычный имитационный спектакль, который очень скоро закончится — как заканчивались все предыдущие спектакли. И о нем забудут так же быстро, как забыли про ту историю с «минеральным соглашением», которую тоже пытались выдавать за «шаг к миру».

Если бы Кирилл Дмитриев не слил этот «мирный план» в медиа, мы бы с вами вообще сейчас об этом не говорили.

Параллельно я вижу другое: европейские страны — Германия и не только — активно милитаризируются. Они готовят свои концепции обороны, пересматривают стратегические документы. Все это подзаточено под конфликт с Россией, под будущую войну, которую они считают вполне вероятной.

Вот реальное движение. А разговоры про переговоры — всего лишь дымовая завеса.

— Европейцы действительно готовятся к войне с Россией? Или это просто разговоры, чтобы увеличить военные бюджеты?

— Как недавно сказал один из самых приближенных к Владимиру Путину экспертов, Федор Лукьянов: чтобы с Россией считались, нет ничего убедительнее, чем продолжение ею войны. Поэтому не надо считать, сколько она длится — четыре года, восемь лет.

Важно другое: война не закончится. Мы вошли в период бесконечной войны. И Россия, если она хочет доказывать свою геополитическую значимость, может делать это только через ведение боевых действий. Потому что как только она перестает воевать — на нее перестают обращать внимание. Вы ведь это замечаете?

— Абсолютно.

— Если Россия сейчас прекратит войну, то ваша страна, с ее энергетическими ресурсами и ролью в регионе, будет куда более геополитически значимой, чем Россия. Это же объективно, правда?

Совершенно верно.

— Вот именно. Поэтому забудьте о мире. Эти четыре года — всего лишь первые четыре года большой войны. Той войны, в которой Россия будет всеми силами доказывать свою геополитическую значимость через вооруженные конфликты.

И если российская экономика не рухнет, такие войны — и не только против Украины, но, возможно, и против вашей страны — могут длиться не четыре года, а сорок четыре. Просто надо принять: мир как норма исчез с Евразийского континента до тех пор, пока Россия не смирится, что ее эпоха геополитического превосходства закончилась, и что по значимости она уступает многим своим соседям.

Оставайтесь с нами на Icma.az, чтобы не пропустить важные новости и обновления по данной теме.
seeПросмотров:78
embedИсточник:https://vesti.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 02 Декабря 2025 17:03
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

В Губе пройдет зимний лагерь для студентов под названием MathCamp 2026

15 Января 2026 11:18see278

Компании из Европы просят США разрешить экспорт нефти из Венесуэлы

16 Января 2026 00:59see264

Анкара для Тегерана слишком сильный и сложный противник Турецкие эксперты на

15 Января 2026 14:02see204

Сабаил усилил состав новым игроком

15 Января 2026 23:00see177

Назван объем инвестиций Австрии в экономику Азербайджана в январе сентябре 2025 г.

15 Января 2026 04:38see175

Германия не пустила российский танкер в Балтийское море через свои территориальные воды

15 Января 2026 23:38see165

Белый дом: Иран отменил 800 казней протестующих

15 Января 2026 23:52see155

ДНК тест подтвердил гибель российского бизнесмена на Кипре

15 Января 2026 16:44see148

Без паники: какие визы США для граждан Азербайджана действительно приостановлены Minval Politika

15 Января 2026 12:31see148

TikTok внедряет новую технологию определения возраста для Европы

16 Января 2026 13:31see146

Кратоса в сериале God of War сыграет Райан Хёрст, звезда Сынов анархии

15 Января 2026 08:00see146

Макрон с красным глазом заявил о необходимости бояться Франции

15 Января 2026 21:37see143

В честь 140 летия Узеира Гаджибейли представили почтовую марку и концерт (ФОТО)

15 Января 2026 20:19see142

США вводят пошлины в размере 25% на импорт полупроводников

15 Января 2026 05:51see142

Мачадо вручила Трампу Нобелевскую премию мира в Белом доме

16 Января 2026 08:16see141

Пакистан запускает ASAN xidmət

15 Января 2026 19:41see140

Спикер парламента Кыргызстана принял генерального секретаря ТЮРКПА

16 Января 2026 14:23see138

Обвал пирамиды надежд крапленые карты

16 Января 2026 02:58see138

Израиль попросил США отложить планы атаки на Иран

15 Января 2026 23:01see137

Президент Чехии заявил, что Украине придется пойти на болезненные уступки Minval Politika

16 Января 2026 18:57see136
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня