Президент Высшей лиги Латвии оценил уровень МПЛ и изменение лимита, назвал общую проблему
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Azerisport.
Президент Высшей лиги Латвии по футболу, член совета правления Европейских лиг Максим Кривунец ответил на вопросы корреспондента azerisport.com.
На днях вы были в Баку и встретились с руководством ПФЛ. С чем был связан этот визит?
В первую очередь, хотелось бы отметить, что у меня осталось приятное впечатление о вашей стране и людях. Что касается встречи, то мы говорили о путях развития наших национальных лиг, которые на мой взгляд, одного уровня. Говорили о сотрудничестве, где и как можем помочь друг другу. Обменялись опытом. Мы также входим в ассоциацию Европейских лиг. Много разных факторов есть, которые мешают развиваться или делать это быстро, но обмен мнением, думаю, был плодотворным.
Если взглянуть со стороны, чемпионат Азербайджана развивается?
То, что я увидел, посетив матчи «Сабаил» – «Кяпаз» и «Карабах» – «Туран-Товуз», мне понравилось. Понравился первый увиденный мною матч между командами из нижней части турнирной таблицы. Стадион был симпатичным. Команды были выше уровнем, нежели представители аналогичных позиций в Латвии. Во втором матче качества, конечно, были выше, сильные футболисты и тренеры. Единственный минус – посещаемость. Организация игр, трансляция в HD качестве, сразу все появляется на Youtube. 11 тысяч человек только на YouTube смотрели – отличный показатель. В этом плане азербайджанский футбол на высоком уровне. В наших странах нет тех телевизионных контрактов, которые в передовых футбольных странах дают большой ресурс для развития лиги. Я был практически во всех странах, где ознакомился с национальными лигами. Поверьте, очень много стран, которые в рейтинге выше и имеют доходы от телевизионных трансляций, но в плане организации уступают. У вас еще есть потенциал к росту.
А что еще насчет посещаемости?
Да, это проблема. Я так понял, в регионах с посещаемостью нет проблем. Гостевой сектор, где расположились болельщики из Товуза, был полон. Очень приятный момент. К тому же, их команда выиграла, и выглядело все классно.
А кроме популяризации и массовости, что сделать для привлечения болельщиков?
Такая же проблема у нас в Латвии. В больших городах, помимо футбола, есть еще, чем развлечь себя. Нам нужно больше рассказывать историю людей и команд: чем больше такого контента будет, тем больше люди будут проникаться к этому виду спорта. Возьмем, к примеру, «Формулу-1». Когда ее рейтинг падал, на Netflix вышел сериал про этот вид гонок, и это сильно повлияло на рост рейтингов Ф-1. Очень легко влюбиться в английскую премьер-лигу – она топовая, там классные стадионы, телевизионная картинка. Это легко сделать. Я люблю латвийский футбол и хожу даже на матчи Второй лиги. Ни один другой национальный чемпионат мне не заменит мой футбол. Клубы также должны прилагать усилия для этого. К сожалению, с продажи билетов и атрибутики клубы зарабатывают меньше одного процента от общих доходов.
У вас нет государственной поддержки, как у нас?
Абсолютно. Государство занимается софинансированием только на уровне академии, где внедрены спортивно-обучающие программы.
У нас собираются с нового сезона упразднить лимит на легионеров, с некоторыми оговорками, а также могут увеличить число команд в МПЛ с 10-ти до 12-ти. Что думаете обо всем этом?
По поводу легионеров, считаю это неверным. Нынешние «8+3» – это, скажем так, грань между интересами больших и маленьких клубов. Всегда важно иметь место для местных игроков. Мы в свое время сделали прогрессивный и довольно агрессивный налог на легионеров, чтобы собранные деньги шли на развитие лиги, а вторая часть должна поступать маленьким клубам, которые заигрывают местных футболистов. Похожее мы сделали в Латвии. На сегодняшний день наша лига самая молодая в Европе со средним возрастом игроков 22,4 года. Наш клуб РФШ играет в Лиге Европы, обыгрывает «Аякс», играет вничью с «Галатасараем» и «Андерлехтом». Эта система работает. Клубы, выступающие с легионерами, имеют средний возраст 26,9, а также есть клуб, у которого средний возраст 19,4. Треть своего бюджета они получают с этого фонда. Разные модели есть. Отменять лимит на легионеров без внедрения других факторов будет ошибкой, в моем понимании.
А что насчет увеличения числа команд в «элите»?
Надо понимать, какой силы будут эти новые команды, и какие задачи будет выполнять увеличение количество команд. В частности, если хотите снизить количество игровых дней. К примеру, если четыре круга и 36 туров – много, и вы хотите изменить регламент, освободив место для еврокубков, Кубка и сборов национальной команды, то это одна цель. Я так понимаю, вы хотите в середине сезона разбить участников на две «шестерки» и облегчить календарь, если будет внедрено 12 команд. Со спортивный точки зрения, я бы так не делал. Мы уже дискутировали об этом в Латвии. У нас нет сильных команд из Второй лиги, которые смогли бы конкурировать с клубами «элиты». Ведь, получается, наши топ-6 должны сыграть с этими командами лишние 24 матча, которые абсолютно в плане конкуренции никому не нужны. Они не помогают развиваться игрокам, плюс такие матчи не интересны болельщикам. Однозначного ответа тут нет. Здесь надо смотреть и анализировать. Если есть достойные команды, которые смогут составить конкуренцию, то, конечно, можно увеличивать число участников. В четыре круга, как я уже сказал, не сыграешь, поэтому придется менять формат. У вас население больше, и если есть поддержка государства, у этих команд будет план развития на три года вперед, то почему бы и нет.
Руслан Микайыллы


