Прошла любовь, увял и Тартус горячая тема Haqqin
Новые власти Сирии разорвали соглашение с компанией «Стройтрансгаз» об инвестициях в порт Тартуса, где находится единственная зарубежная база ВМФ России.
Как ни пыталась Москва сохранить за собой сирийский Тартус – ничего не вышло. Российская сторона что только в обмен не предлагала – и пшеницу, и горючее, и оружие со своих баз, и все по бросовым ценам, а то и вовсе даром, в качестве гуманитарной помощи – Дамаск остался непреклонен. К тому же на днях вообще заявил, что и российские товары ему не нужны.
Обещать, не выполнить и кинуть – стандартная практика Кремля в отношении «дружественных» стран. Зато разговоров о «помощи» и «борьбе с неоколониализмом» - вагон и маленькая тележка
Напомню, что в апреле 2019 года правительство России заключило соглашение с экс-президентом Сирии Башаром Асадом об аренде порта Тартус на 49 лет. Тогда же был подписан инвестиционный контракт со «Стройтрансгазом», по условиям которого Москва обещала вложить в модернизацию гавани свыше $500 млн в следующие четыре года.
Сколько в итоге инвестировали российские власти – неизвестно до сих пор, с недавнего времени вся российская статистика по Сирии засекречена.
Но то, что инвестиционную программу российские власти сорвали – совершенно очевидно, что становится понятным из анализа данных сирийской таможни. По итогам контракта со «Сторойтрансгазом» производительность порта должна была увеличиться с 4 до 38 миллионов тонн в год. В реальности же она составляет 12 миллионов, более чем в три раза меньше от запланированного.
Обещать, не выполнить и кинуть – стандартная практика Кремля в отношении «дружественных» стран. Зато разговоров о «помощи» и «борьбе с неоколониализмом» - вагон и маленькая тележка. Хотя повседневная практика российской внешней политики мало чем отличается от неоколониальных замашек по беззастенчивому использованию местных ресурсов и инфраструктурных возможностей. Взять по максимуму и заплатить за это сущие копейки, да и то, большей частью напрямую в карманы чиновников действующего режима – это в порядке вещей.
Сколько в итоге инвестировали российские власти в Сирию – неизвестно до сих пор, с недавнего времени вся российская статистика по Сирии засекречена
А российские СМИ потом напишут, что это такая «благодарность сирийского народа». Хотя в самой Сирии все прекрасно понимают, считать там умеют. И делают выводы.
И дело даже не в том, что возникший недавно неформальный «международный комитет по Сирии» в составе европейских и арабских государств, достаточно четко дал понять правительству аш-Шараа, что присутствие российских военных баз в Тартусе и Хмеймиме неприемлемо, и что внешнеэкономические связи Дамаска с Москвой должны быть свернуты.
Это вполне логичное требование. Которое, замечу не встретило сопротивление Дамаска, поскольку те, кто его выдвинул – сумели сделать новому сирийскому руководству выгодное предложение, от которого оно просто не сумело отказаться. Турецкие и саудовские товары сейчас широким потоком хлынули в Сирию. Будут и поставки энергоносителей, и инвестиции, причем – не гипотетические, а вполне реальные.
По итогам контракта со «Сторойтрансгазом» производительность порта должна была увеличиться с 4 до 38 миллионов тонн в год. В реальности же она составляет 12 миллионов, более чем в три раза меньше от запланированного
В этих условиях и без России новая Сирия вполне обойдется – а потому не дает Москве полностью вывезти оружие и военную технику из порта Тартус: уже почти две недели неподалеку дрейфуют фрегаты Адмирал Григорович и Адмирал Головко, большой десантный корабль Иван Грен, танкеры Вязьма и Скобелев, а также логистические суда Sparta и Sparta II.
А самое интересное заключается в следующем: Израиль предложил передать Украине захваченное в Ливане российское оружие. Раньше, когда Москва еще присутствовала в Сирии, израильтяне отказывались вести с Киевом любые переговоры, связанные с военными поставками, опасаясь, что российская сторона ужесточит свою позицию по действиям израильских ВВС в Сирии. Сейчас, по всей видимости, это ограничение для еврейского государства перестало действовать.
С падением Асада Россия стремительно утрачивает свое влияние на Ближнем Востоке. Что, в общем-то, вполне логично – за сделанную в свое время неправильную ставку приходится платить. И противники России сделают все, чтобы цена этой оплаты была максимальной.