Провальные манёвры Еревана Аскерханов, Айсин и Гаришвили на Caliber. Az
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
«Урегулирование армяно-азербайджанских отношений сегодня фактически встроено в армяно-турецкую тематику — пусть и не в формате полноценной двусторонней повестки, но как минимум на уровне текущих политических контактов». Об этом заявил министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян в интервью изданию CivilNet.
«Прогресс на армяно-турецком направлении окажет положительное влияние на армяно-азербайджанское урегулирование. Однако есть проблема, есть определенная разница в восприятии, но мы видим готовность оказать полезное, благоприятное влияние», — отметил он.
Подобные заявления вызывают вопросы. Почему Армения игнорирует чёткую позицию Анкары, которая не раз заявляла, что без выполнения условий Баку открытие турецко-армянской границы невозможно? На какие политические и геополитические сценарии рассчитывает руководство Армении, делая подобные заявления? Какую цель преследует команда Пашиняна, пытаясь параллельно вести игру сразу на двух направлениях?

По мнению российско-азербайджанского макроэкономиста, специалиста в области теории управления Кямиля Аскерханова, на первый взгляд может показаться, что Ереван стремится выстроить отдельный канал с Анкарой, оказав давление на Баку через Турцию, чтобы добиться смягчения условий мирного соглашения. Однако, по его словам, истинные причины происходящего лежат глубже.
«Нынешняя власть в Армении — это представители прозападного лагеря, ориентированного на ЕС. Они действуют в рамках более широкой стратегии Евросоюза по переделу сфер влияния в регионе Южного Кавказа. Мы видим, что ЕС стремится отнести Ереван и Тбилиси к формату «западного проекта», несмотря на сложные отношения с Грузией, тогда как Азербайджан, по логике Брюсселя, относится к «восточному вектору». Таким образом выстраиваются разделительные линии — своего рода внутренние «стены» в регионе, о чём, кстати, не раз говорил и президент Алиев», — отметил Аскерханов.
Причины подобной политики, по мнению эксперта, лежат в области геоэкономики. На фоне кризиса глобальной логистики сухопутное сообщение между ЕС и Китаем через Средний коридор приобретает ключевое значение. Россия исключена из этой транспортной цепочки, и всё внимание сосредоточено на маршруте, проходящем через Южный Кавказ. Центральным узлом в нём становится Зангезурский коридор.
«Контроль над этим участком стремятся получить крупнейшие геополитические игроки — США, ЕС, Россия и Китай. Именно по этой причине в Трехстороннем заявлении после Второй Карабахской войны указывалось, что коридор должен находиться под охраной ФСБ России. Однако в процесс вмешались и Европейский союз (в лице Франции), и США, наращивая военное сотрудничество с Арменией. Всё это говорит о конкуренции за контроль над логистическим маршрутом.

Армения, выполняя политическую повестку ЕС, создаёт видимость самостоятельной внешней политики, демонстрируя попытки наладить отношения с Турцией. Но в реальности Анкара уже давно придерживается более независимого и нелиберального курса, сблизившись с лагерем традиционалистов, в который входит и Азербайджан. Политическая логика Еревана, основанная на устаревших установках западной дипломатии, сегодня неэффективна. Особенно с учётом возвращения Дональда Трампа и нарастающего перехода к многополярному миру с формированием макрорегиональных блоков.
С азербайджанской точки зрения, армянская власть, отстаивающая интересы ослабевающего либерального лагеря, теряет актуальность. Она не соответствует новым геополитическим условиям. Баку, напротив, заинтересован в партнёрстве с силами, способными строить общее экономическое пространство на Южном Кавказе — возможно, по модели конфедерации, аналогичной Бенилюксу. Схожую идею выдвигал и президент Ильхам Алиев. Только такой формат позволит региону самостоятельно контролировать стратегические маршруты и защищать собственные интересы без внешнего вмешательства.
Действующее руководство Армении рано или поздно будет вынуждено покинуть политическую арену. В противном случае развитие региона останется заблокированным. За конструктивное переформатирование ситуации уже выступают ключевые игроки — Иран, Россия и Турция. Не потому, что они стремятся к эскалации, а потому, что без политического урегулирования и синхронизации интересов невозможно реализовать крупные инфраструктурные проекты.
Именно за это сегодня идёт борьба. Команда Пашиняна не способна справиться с этими вызовами — она архаична и не соответствует современным требованиям. Новые политические силы в Ереване будут более гибкими и ориентированными на взаимодействие с Баку», - сказал К. Аскерханов.

Российский политолог, главный редактор портала «Поистине» Руслан Айсин также считает, что армянская сторона сознательно затягивает процесс урегулирования, пытаясь раздробить общую проблематику — вынести турецкое направление за скобки азербайджанского и маневрировать между двумя центрами силы.
«Это довольно прозрачная стратегия — создать иллюзию, что с Турцией можно договориться, игнорируя интересы Баку, тем самым вбить символический клин в тандем Анкара–Баку.
На деле же позиция Турции и Азербайджана по отношению к Армении едина. Они действуют согласованно, их интересы совпадают. Попытки Еревана сыграть на различиях в риторике, если они вообще существуют, — это тактика отвлечения внимания. В Армении, возможно, надеются, что им удастся внести элемент неопределённости в отношения между Баку и Анкарой. Однако подобные расчёты выглядят наивно и политически несостоятельно», — подчеркнул Айсин.

Грузинский аналитик, кандидат политических наук Теймураз Гаришвили подчёркивает, что в Тбилиси действия Еревана давно читаются «как на ладони». Баку не первый год предлагает заключить мир, стремясь обеспечить устойчивое развитие Южного Кавказа. Однако Армения системно этому сопротивляется.
«Казалось бы, уже достигнута ясность по всем пунктам мирного договора, и Азербайджан демонстрирует готовность к диалогу. Но Ереван вновь запускает сеть политических интриг, путая договорённости и делая декларативные заявления. Турция неоднократно заявляла: без всеобъемлющего мира с Баку обсуждать открытие границы бессмысленно. Тем не менее глава МИД Армении решил использовать площадку Анталийского дипломатического форума для очередного политического выступления.
При этом доводы Мирзояна практически лишены основания — позиция Анкары остаётся неизменной. В Ереване же, видимо, считают, что текущие осложнения в отношениях между Турцией и Израилем, а также другие геополитические факторы могут побудить Анкару сделать определённые уступки. Либо даже оказать давление на Баку. Дополнительная надежда — на отдельные политические силы в Турции, выступающие за открытие армяно-турецкой границы. Но такие силы крайне малочисленны. И сам форум в Анталье лишь подтвердил: политика Анкары последовательна, а попытки Еревана манипулировать неэффективны», — резюмировал Гаришвили.


