Прозрение или игра на публику? Пашинян фонтанирует заявлениями
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Caliber.az.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян в течение суток сделал два различных, противоречащих друг другу заявления касательно мирного соглашения с Азербайджаном.
Ещё вчера на слушаниях в парламенте РА он сообщил, что Армения готова подписать мирное соглашение с Азербайджаном и одновременно распустить Минскую группу ОБСЕ.
«Если мы закрываем страницу Карабахского конфликта, а мы это делаем, то какой смысл имеет существование структуры, которая занимается конфликтом? Но Минская группа ОБСЕ, по крайней мере, де-факто, имеет более широкий контекст, и мы хотим убедиться, что Азербайджан не рассматривает роспуск Минской группы как шаг к закрытию армяно-азербайджанского конфликта на территории Азербайджана и переносу его на суверенную территорию Республики Армения. Чтобы развеять эту обеспокоенность, мы предлагаем Азербайджану одновременно подписать мирное соглашение и совместно обратиться в ОБСЕ о роспуске структур Минской группы. То есть на том же месте и в тот же момент подпишем и первое, и второе. Причем это официальное предложение», — заявил Никол Пашинян.

При этом он отверг требование Баку изменить конституцию РА, сославшись на решение Конституционного суда республики, согласно которому Основной закон Армении якобы не содержит территориальных претензий в отношении Азербайджана.
Однако уже сегодня армянские СМИ распространили новые заявления Пашиняна, согласно которым в новой Конституции Армении не должно быть ссылки на Декларацию о независимости, содержащую территориальные притязания к Азербайджану.
«Я могу сказать, что, на мой взгляд, в тексте новой конституции не должно быть ссылки на Декларацию о независимости. Но решать должен народ Армении. Конечно, доводы «за» и «против» должны представлять политические силы и их лидеры. Это моя политическая позиция», — сказал Пашинян журналистам.
Напомним, в преамбуле действующей Конституции Армении имеется отсылка к Декларации о независимости, принятой 23 августа 1990 года, в которой говорится о «воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

О том, что Армении нужна новая конституция, «обеспечивающая жизнеспособность страны в новых геополитических условиях», Пашинян заявил ещё в январе 2024 года.
Позже он уточнил, что положения Декларации о независимости, лежащей в основе действующей Конституции, угрожают Армении войной.
Затем Пашинян сообщил, что власти планируют провести референдум по принятию новой конституции в 2027 году.
Также он отметил, что в его команде рассматривается возможность проведения референдума одновременно с парламентскими выборами 2026 года. На тот момент он утверждал, что изменение конституции — исключительно вопрос внутренней политики и не окажет регионального или международного влияния.
Официальный Баку неоднократно заявлял, что для подписания мирного соглашения Армения должна внести изменения в конституцию, где содержатся прямые территориальные притязания к Азербайджану.

Другим требованием Азербайджана является роспуск Минской группы ОБСЕ, созданной в 1990-х годах для урегулирования Карабахского конфликта, но дискредитировавшей себя деструктивной деятельностью и односторонним подходом, ориентированным исключительно на интересы Армении.
В случае практической реализации новые заявления Пашиняна будут не только соответствовать требованиям Азербайджана, но и отвечать интересам всего региона, приблизив наступление долгожданного мира между Баку и Ереваном.
При этом Пашинян прекрасно понимает, что его шаги могут иметь серьёзные последствия для удержания власти в стране. Не случайно он заявил, что этот вопрос должен решать армянский народ. Очевидно, что премьер рассчитывает на поддержку населения в вопросе принятия новой конституции, в которой предполагается исключение территориальных притязаний к Азербайджану.
В то же время он пытается переложить ответственность за подписание мирного соглашения на народ, что выглядит как продуманный политический ход.
Той же логике подчинён и его пост в социальной сети, опубликованный накануне: «Проект Соглашения о мире и установлении межгосударственных отношений между Арменией и Азербайджаном согласован, переговоры по проекту соглашения завершены. Это означает, что мы вступили в стадию обсуждений о подписании соглашения, и я заявил, что готов подписать соглашение от имени народа Армении», — написал Пашинян на своей странице в соцсетях, заверив, что, несмотря на все трудности, он и его правительство не отступят от мирной повестки.
Премьер также акцентировал внимание на следующем: «Определённые силы как в Армении, так и за её пределами ведут ежедневную пропаганду войны и призывают к конкретным действиям, направленным на её воплощение в жизнь», — отметил он.

Эта риторика созвучна с его последним заявлением о том, что «карабахское движение» в Армении продолжения не получит.
Тем не менее, не вызывает сомнения, что риторика Пашиняна направлена на то, чтобы убедить мировое сообщество, что действия Армении исключительно мирные и направлены на стабилизацию региона. Это подтверждает и его странный призыв к Баку о создании механизма ежедневного расследования на границе.
«Здесь возможны два варианта — либо недисциплинированность, либо преднамеренные действия с целью терроризирования мирного населения. В обоих случаях Азербайджан должен провести расследование и предпринять меры по их пресечению. Но чтобы это не звучало односторонне, я говорю: мы готовы, давайте разберёмся во всём, а почему Азербайджан отказывается?», — заявил Пашинян на заседании Национального Собрания.
Очевидно, что подобные голословные заявления — не что иное, как игра на публику. Армянский премьер пытается возложить ответственность за инциденты на границе на Азербайджан, что выглядит абсурдно.
Поэтому у Баку есть веские основания не доверять противоречивым заявлениям Пашиняна. Слова сказаны, но конкретных шагов пока не предпринято.
Если руководство Армении действительно настроено на мир и готово подтвердить это реальными действиями — Баку только приветствует такую инициативу и готов к конструктивному диалогу.
Однако до тех пор, пока слова не подкреплены поступками, всё, что говорит Пашинян, остаётся не более чем политической дымовой завесой.


