Рашад Рзагулиев: Конфликт в регионе лишь предваряет иную войну и она будет в Азии ИНТЕРВЬЮ
Icma.az, со ссылкой на сайт Vesti, информирует.
Геополитическая обстановка вокруг Ирана стремительно накаляется. Мир замер в ожидании: последуют ли новые удары или масштабная операция со стороны США и Израиля против Тегерана и власти аятолл. Однако далеко не все центры силы готовы к такому сценарию. С одной стороны, часть игроков видит в силовом давлении инструмент сдерживания, а с другой — возможный хаос и обрушение власти в Иране способны породить непредсказуемые последствия для всего региона.
О том, какие процессы разворачиваются вокруг Ирана сегодня и к чему они могут привести в ближайшей перспективе, в интервью Vesti.az рассказал политолог Рашад Рзагулиев.
- Очевидно, что ситуация вокруг Ирана продолжает накаляться и многие наблюдатели считают силовой конфликт лишь вопросом времени. При этом существует серьезная обеспокоенность возможными последствиями таких процессов. По какой траектории сегодня развивается ситуация вокруг Ирана?
- Давайте начнем с того, что Исламская Республика Иран с момента своего образования 1 апреля 1979 года позиционировала себя как государство тотальной идеократии мобилизационного типа. Для подобных систем жизненно важны смысловое и территориальное расширение ареала влияния. В этом смысле ситуация вокруг Ирана всегда оставалась конфликтной и напряженной. Номенклатуре врагов такого геополитического образования — с 90-миллионным населением, выгодной географией и огромными углеводородными ресурсами — не позавидовала бы ни одна страна мира.
Новый мировой порядок объективно нивелирует идеократические режимы вне зависимости от их содержания, поэтому происходящее вокруг Ирана было предсказуемо и прогнозировалось давно. На мой взгляд, мы наблюдаем бесславную кончину исламской революции 1979 года. Причем сценарий гибели ИРИ во многом схож с судьбой другого геополитического гиганта — СССР: те же вводные, те же реакции. Траектория очевидна. Не ясны пока временные рамки иранского «катарсиса» и тот инструментарий, который будет использован для похорон клерикального режима в этой стране.
Можно предположить и вариант временной трансформации нынешнего клерикального режима в военную диктатуру — например, если КСИР и связанные с ним силы решат, что иного выхода из кризиса нет. Военный переворот и появление новых лиц в официозе, готовых к переговорам и компромиссам с США и Британией, выглядят вполне логичным сценарием. Судя по одному из инсайдов, полученных мной, подобные контакты уже имели место быть — хотя за точность этой информации я ручаться не стану.
- Сегодня многие утверждают, что нынешний иранский режим обречен и что ставка делается на принца Резу Пехлеви. Однако насколько реалистичен этот сценарий, если внутри страны у него фактически отсутствует электоральная база, а часть этнических групп, включая азербайджанцев, относится к нему крайне негативно? Каковы его реальные перспективы?
- Реза Пехлеви — фигура из активов израильских спецслужб. Это стало очевидно после его «торжественного» появления в апреле 2023 года в Израиле по приглашению тогдашнего министра разведки Гилы Гамлиэль, а также после его встречи и крайне демонстративного поведения рядом с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Уже одно это закрывает ему путь к уважению в стране, которую он называет своей родиной — Иране.
Не стоит забывать и о кровавой памяти, которую оставила в народе его семья и их армия. Особенно у народа Южного Азербайджана, пережившего трагедию Демократической Республики Азербайджан как автономной единицы Ирана 1945-46 гг. В этих регионах династия Пехлеви — это символ подавления, а не модернизации.
Поэтому я не вижу для Резы Пехлеви иной роли, кроме как писать эмоциональные обращения к президенту США Дональду Трампу в социальных сетях и обслуживать информационные поводы вокруг иранских событий. Это, на мой взгляд, фигура несерьезная, марионеточная и унизительная для иранского народа.
- Аятоллы не намерены добровольно отказываться от власти и, судя по всему, будут бороться до последнего. При этом хаос в Иране не соответствует национальным интересам Турции, о чем отдельно заявляет Девлет Бахчели. Учитывая, что значительная часть стран региона выступает против федерализации Ирана, как в этих условиях может развиваться ситуация дальше?
- Хаос в Иране не соответствует интересам ни одной страны по периметру его границ. Одна лишь угроза многомиллионного потока беженцев способна «сбить настройки» любого государства региона. По оценкам ряда аналитиков, новый виток противостояния Ирана с США и Израилем может привести, на первом этапе, к исходу 5–6 миллионов иранцев, стремящихся покинуть страну. И это без учета риска перерастания нынешних беспорядков в полноценную гражданскую войну — а такой сценарий также нельзя исключать.
Цели носителей нового мирового порядка на данном этапе выглядят предельно конкретно: устранение политического «режима аятолл» и появление на иранской стороне субъекта, способного к конструктивному диалогу. Вопрос же будущего государственного устройства Ирана — будь то распад, федерализация или конфедерализация — сейчас не стоит на повестке и, на мой взгляд, еще долго стоять не будет.
Турция, как и Иран, является исторически крупным региональным игроком. И в условиях активной игры глобальных центров силы на Ближнем Востоке Анкара объективно чувствует себя не слишком комфортно — и это объяснимо. Обеспокоенность Девлета Бахчалы — это, по сути, отражение позиции турецкого руководства, озвученное через политического союзника.
- Вы много говорили о новом мировом порядке. При этом нередко утверждается, что его формирование невозможно без крупных войн. Можно ли считать, что война в Украине постепенно затухает для того, чтобы новая точка напряжения сместилась в сторону Ирана?
- Нет, конечно. Европейский фронт, на мой взгляд, будет только расширяться. Здесь иные задачи и цели. Россия и Европа — «вынужденные» антагонисты, и их противостояние еще впереди. Мы можем наблюдать лишь временные перемирия — вне зависимости от того, как они будут называться и сколько продлятся.
Война на Ближнем Востоке имеет иную направленность и свои особые векторы. Здесь сочетаются глобальные финансово-экономические, энергетические и транспортно-логистические интересы, территориально-пространственные расчеты и даже элементы сакрального целеполагания.
Однако при всем этом конфликт в регионе лишь предваряет иную войну, которая еще не началась, но по своим масштабам может превзойти уже идущие. И эта война произойдет в Азии. Таковы законы Нового времени. Я был бы рад ошибиться. Но вы правы — новый мировой порядок невозможен без войны.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:35
Эта новость заархивирована с источника 14 Января 2026 20:11 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















