Icma.az
close
up
AZ
Развязка приближается: Иванишвили не свергнуть из Тбилиси Haqqin

Развязка приближается: Иванишвили не свергнуть из Тбилиси Haqqin

Грузинским протестам исполнилось ровно две недели, но никакого света в конце тоннеля, пусть даже с призрачными шансами на завершение нынешнего кризиса, пока не видно.

Создавшуюся на данный момент ситуацию все еще можно оценить, как стратегическое равновесие, когда ни одна из сторон не может быстро и эффективно переломить ее в свою пользу. У противников власти достаточная общественная поддержка и идейная мотивация, позволяющая не сломаться под натиском государственной машины.

Лидеры «Грузинской мечты», видимо, сообразив, что, пытаясь силой подавить волны протестов, они просто бьются головой об стену, перешли на более щадящий и, в то же время, эффективный режим – демонстративный игнор

Однако и власть накопила достаточный силовой ресурс, позволяющий сдерживать протесты любых масштабов, что, конечно, дает ей преимущество. Словом, если описывать нынешнее уличное противостояние языком военных действий, то оппозиция наступает, а «Грузинская мечта» держит оборону.

И хотя в наступлении, как известно, необходимо значительно больше сил, чем в обороне, у протестующих в Грузии этого перевеса, к сожалению, нет. Наоборот, простая математика доказывает, что в Грузии в расчете на душу населения концентрация сил подавления общественного протеста в разы выше, чем, скажем, на киевском Майдане.

К примеру, на сегодняшний день на подавление протестов брошены около четырех тысяч сотрудников МВД Грузии, включая подразделения спецназа. То есть примерно столько же, сколько насчитывал печально известный «Беркут», бойцы которого дубинками разгоняли протестующих на Майдане. Понятно, что в Украине были и подразделения внутренних войск, и некоторое количество стрелков СБУ… Но в любом случае, с учетом того, что население Грузии в одиннадцать раз меньше Украины образца 2014 года, преимущество в силе явно на стороне сдерживающих протесты. Тем более, что и задачи перед ними поставлены серьезные – подавить протесты не только на митингах, но и в обществе в целом.

Простая математика доказывает, что в Грузии в расчете на душу населения концентрация сил подавления общественного протеста в разы выше, чем, скажем, на киевском Майдане

Учитывая же, что общее количество задержанных в Грузии уже превысило четыреста человек, из которых более чем тридцати грозят тюремные сроки до семи лет (что, впрочем, никого не останавливает), то даже четырех тысяч может не хватить.

Судя по всему, это понимает и власть, которые в последние дни сменила тактику. Если в первые десять дней протестов главной целью властей было силовое подавление, вылившееся в разгоны и массовые побоища, то на одиннадцатый день наметилась полная смена декораций.

Словно кто-то невидимый решительно нажал на кнопку «стоп».

Демонстранты, пришедшие 8 декабря на очередную акцию протеста, увидели нечто совершенно непривычное – ни полиции, ни спецназа поблизости не было. Три машины с водометами грозно посверкивали фарами примерно полукилометре от места событий, и все – вокруг больше не было ни души.

Та же картина наблюдалась девятого декабря, потом десятого… Как известно, один раз – это случайность, но три – уже система. 

Лидеры «Грузинской мечты», видимо, сообразив, что, пытаясь силой подавить волны протестов, они просто бьются головой об стену, перешли на более щадящий и, в то же время, эффективный режим – демонстративный игнор. Дескать, пусть себе собираются, пусть митингуют, нам-то что с этого?!

К слову, логика вполне понятная, остается лишь сожалеть, что власть не обратилась к этой модели поведения с первого же дня протестов. Тем более, что опыт на этом направлении накоплен немалый. В 2009 году, когда в Тбилиси начались масштабные демонстрации с требованием отставки Михаила Саакашвили и его команды, одним из элементов протеста были символические клетки, размещенные по всему проспекту Руставели. Тогда митингующие наглухо перекрывали улицы, весь центр Тбилиси был блокирован, парламент не работал, а его тогдашний спикер, Давид Бакрадзе, принимал иностранные делегации в помещении в отеле «Метехи-Шератон».

Однако и власть накопила достаточный силовой ресурс, позволяющий сдерживать протесты любых масштабов, что, конечно, дает ей преимущество

Хаос в городе продлился тогда три месяца, однако полиция даже на пушечный выстрел не приближалась к местам проведения акций. В итоге протестное движение выдохлось само по себе, без какого-либо вмешательство со стороны властей. Как это ни парадоксально, но «мечтатели», люто ненавидящие Михаила Саакашвили, похоже, только что использовали «копирайт» экс-президента Грузии.

Пока нет никаких признаков того, что принцип «надоест – разойдутся» сработает – в конце концов, прошло всего две недели. Но, как говорится, впереди ещё вся жизнь…

В рамках нового подхода митинги уже не разгоняют, а репрессии против гражданского общества и активистов хоть и продолжаются, но в существенно более скромных масштабах.

Впрочем, совсем мирно и красиво у властей все равно не получится, поскольку 14 декабря следует ждать резкого обострения - в этот день в парламенте Грузии будут выбирать нового президента, а на 29 декабря намечена его инаугурация. И что будет после Нового года, совершенно непонятно. Продолжится ли движение протеста с нынешней силой?

Насколько верны слухи о том, что с избранием нового президента «Грузинская мечта» намерена ввести в стране чрезвычайное положение и комендантский час, что, в свою очередь, потребует от движения протеста новых жертв и усилий?

Зурабишвили стала мейнстримом грузинской политики

И, главное, что предпримет нынешний президент Саломе Зурабишвили, ставшая лицом оппозиции и единственным представителем власти Грузии, с которым поддерживают контакты лидеры Запада?

Как известно, Зурабишвили уже заявила, что с поста президента не уйдет. Но одно дело заявить во всеуслышание: «Не уйду!» и совсем другое, как это сделать, лишившись рычагов реальной власти?

Между тем, достаточно высока вероятность того, что уже после истечения президентского срока, «мечтатели» могут посадить Саломе Зурабишвили. Согласен, вроде бы, не за что. Но, как говорится, был бы человек, а статья найдется. Тем более, что у правящей власти накопилось к пока еще президенту Грузии немало претензий, включая последнюю – неформальную встречу Зурабишвили с Дональдом Трампом в Париже, организованную при посредничестве президента Франции Макрона.

Для лидеров «Грузинской мечты», которые чуть ли не ежедневно убеждают своих избирателей, что, вернувшись в Белый дом, Трамп признает все их претензии, это был настоящий удар ниже пояса.

Лично мне трудно понять, на чем основана уверенность «мечтателей» в том, что Дональд Трамп закроет на все глаза. Учитывая же непредсказуемый характер и взрывной темперамент 47-го президента США, я уверен – с Трампом «Грузинская мечта» еще ох как намучается.

Пока же все неясно. Ждем развития событий.

seeПросмотров:93
embedИсточник:https://haqqin.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня