Саломе Зурабишвили в роли… Бабрака Кармаля?
Чем ближе 29 декабря, день, когда истекают президентские полномочия Саломе Зурабишвили, тем больше вопросов: а что будет делать мадам уходящий президент? Она уже успела пообещать, что свою резиденцию не покинет. В свою очередь новый премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил, что никаких проблем с тем, чтобы Зурабишвили покинула свою резиденцию в срок, не ожидается.
Но тут сама мадам Зурабишвили, которая совсем недавно отправилась в турне по Европе и выступала в Европарламенте, сделала весьма примечательное заявление в интервью польскому телеканалу TVP World, которое уже цитировал Minval: она не хочет быть политиком в изгнании, которого признают отдельные государства, как белорусский оппозиционер Светлана Тихановская. «Вопрос о том, чтобы покинуть Грузию, не стоит. Я там, и я не хочу… Я вижу предположения, что я стану Тихановской или президентом Венесуэлы, которых признают, когда они оказываются в изгнании. И я слышала также о присуждении премии Сахарова. Я этого не хочу», — разглагольствовала мадам Зурабишвили.
О том, что из Зурабишвили будут лепить «грузинскую Светлану Тихановскую», Minval уже писал. Но, как теперь следует из интервью, мадам уходящего президента такой вариант сильно не устраивает. Что неудивительно. По горячим следам заявления вроде «мы считаем легитимным президентом Беларуси Светлану Тихановскую!» звучат эффектно, но затем о таких персонах очень быстро забывают. Той же Тихановской остается «тусоваться» на международных форумах на далеко не первых ролях. Или активничать в социальных сетях. Саломе Зурабишвили явно хочется большего, и она направляет месседж своим покровителям на Западе: дайте поддержку внутри Грузии!
Но, простите за напоминание прописных истин, судьба любой революции, вне зависимости от её «расцветки» или степени «бархатистости», решается внутри страны. Так что политическое будущее Зурабишвили тоже будут решать граждане Грузии, а не, скажем, депутаты Европарламента.
А события в Грузии особых поводов для оптимизма госпожи Зурабишвили не дают. Протесты уже выдохлись. Да, оппозиция вроде бы продолжает митинговать, но ни по численности, ни по накалу это далеко не то, что творилось на улицах Тбилиси в первые дни после выборов. Да и в лучшие для себя времена оппозиция не могла вывести на улицы такое количество своих сторонников, чтобы говорить о серьезном давлении на власть. Так что в лагере Зурабишвили не могут не понимать: «уличная война», к сожалению, проиграна. Со всеми вытекающими.
Так на какую же помощь от своих западных покровителей рассчитывает теперь госпожа Зурабишвили? Она полагает, что депутаты Европарламента приедут «воодушевлять оппозицию»? Не поможет. Забаррикадируются вместе с ней в резиденции и будут сопротивляться, когда её придут выселять? Это скорее сюжет для трагикомедии в стиле грузинского кино советского периода, а не политики. Или её фантазии идут ещё дальше, и госпожа Зурабишвили на полном серьезе рассчитывает, что, к примеру, президент Франции Эммануэль Макрон не просто окажет ей моральную поддержку и позвонит пару раз Иванишвили, а прямо сейчас направит в Тбилиси своих десантников, которые водворят Зурабишвили обратно в президентский дворец? То есть, в переводе, не согласившись на роль «Светланы Тихановской», Саломе Зурабишвили вполне готова встать в роль «Бабрака Кармаля», которого СССР привёл к власти в Афганистане в первые часы своего вторжения в декабре 1979 года?
Но, начистоту говоря, если бы у Эммануэля Макрона были силы и ресурсы для такого рода операций, он бы проделал такое где-нибудь в Африке, в своих бывших колониях. Но французские позиции рушатся даже там. И, наконец, точечной операцией в президентском дворце здесь ограничиться не получится. Надо будет устраивать полноценную интервенцию в страну. И что, кто-то серьёзно полагает, что Запад на это пойдёт? В окружении мадам Зурабишвили забыли старую истину, что при помощи штыков можно прийти к власти, но вот долго сидеть на них весьма проблематично. Особенно если это иностранные штыки. И самое главное — там готовы позвать чужие войска в свою страну?
А других вариантов поддержки внутри страны, прямо сказать, не просматривается. Так что, хочет того госпожа Зурабишвили или не очень, ей придётся или соглашаться на статус «Тихановской», или уходить из большой политики вообще. И это ещё в лучшем случае. Судя по итогам визита в Тбилиси генсека Совета Европы, полностью рвать отношения с Грузией в европейских структурах не готовы. Более того, в Брюсселе и Страсбурге, судя по всему, уже согласны восстанавливать отношения, добившись от новых властей Грузии хоть какой-то уступки, даже формальной и мало что значащей — вроде изменений в закон о прозрачности НПО.
Просто потому, что твёрдые позиции в Грузии странам Запада нужны куда больше, чем «очки престижа».