Шахин Диниев за медиаграмотность: Больше всего сказывается не критика, а оскорбления в СМИ
Эта неделя в Азербайджане проходит под лозунгом «Медиаграмотность». Проводятся разного рода семинары, встречи с участием известных журналистов и специалистов. Azerisport.com решил не оставаться в стороне от этой темы, и наш корреспондент обратился к одному из опытных специалистов, Шахину Диниеву, который в свое время был известным футболистом, а потом тренировал национальную сборную страны и различные клубы.
Как вы относитесь к тому, что футбольный журналист должен иметь профессиональные навыки?
Непростая тема, ведь между журналистом и футбольным деятелем всегда была пропасть. Скажем так, было некое противостояние между двумя этими лагерями. Хотя при этом оба работают в одном направлении и способствуют развитию этого вида спорта. Отвечая на ваш вопрос, то, конечно, журналист должен знать футбол, конечно, необязательно на самом профессиональном уровне, но близким к нему. Не так много журналистов, которые серьезно занимались футболом, поэтому требовать профессиональных навыков неверно. Но, если ты пишешь об этом – знание превыше всего. Конечно, с годами работы в этой сфере появляются навыки.
Насколько аналитические статьи в прессе отражают суть происходящего на поле?
Не имеющему профессиональных навыков журналисту сложно сделать точный и однозначный вывод по той или иной команде, учитывая, что они не находятся вместе с командой. Часто могут происходить неверные выводы. Делая подобные выводы, журналист должен учитывать некоторые нюансы, к примеру, противодействие соперника, исполнители, которые должны воплотить все на поле. В аналитических статьях часто видны пустоты, где не учитываются эти и многие другие нюансы, ведь футбол – это не только то, что мы видим на поле во время игры. К примеру, выбранная тренером тактика не дала свои плоды. Журналист должен задаться вопросом: почему не получилось и что стоит за этим? Поэтому отсутствие хотя бы части профессиональных навыков мешают делают более верную аналитику. А мы часто видим аналитику в синтезе болельщик-журналист. Подобное наблюдается не только в нашей прессе. Лучше отдавать это на откуп специалистов, которые сделают более или менее верный вывод.
Какова грань допустимого для вопроса тренеру относительно замен и тактических схем?
Обширная тема, но и здесь требуется журналистская смекалка. Мало кто хочет задавать шаблонные вопросы, но не у всех это получается. Конечно, в этом плане журналисты хотят блеснуть своими знаниями или своим вопросом вывести тренера из себя, что вызовет интерес в прессе. Тренеры разные. Есть спокойные, которых сложно вывести из себя, а есть и другие, когда любой вопрос с подвохом может изменить суть беседы. Были, есть и будут случаи, когда тот или иной журналист пришел на пресс-конференцию с мыслью вывести тренера из себя, вопросами нефутбольного характера. Здесь уже тренеру требуются навыки, и он не должен повестись на провокацию и доказать обратное, не выходя за рамки.
Также часто на пресс-конференциях мы слышим вопросы о том или ином футболисте, мол, почему тот появился на поле или почему не сыграл. Конечно, журналист имеет право задавать такие вопросы. Но это уже частный случай, и каждый тренер должен постараться своим ответом закрыть вопрос. Ведь только мы знаем, как всю неделю тренировался тот или иной футболист, и кто насколько готов к игре. Лучше нас никто этого знать не может, ни сам журналист, ни даже футболист. Это же объяснение должен получить и сам игрок, чтобы у него не было каких-то других мыслей своего невыхода на поле и малого игрового времени.
Насколько перед матчем различные публикации мешают работе команды и в частности тренерского штаба?
Есть особая каста журналистов, которые работают в ухудшение мотивации команды. Это, скажем так, психологическая атака на команду перед игрой, когда цель тот или иной футболист или сам тренер. Она отражается на мотивации.
У вас были такие случае?
В моей футбольной жизни я довольно часто встречался с этим. С опытом начинаешь быть готовым к этому, и понимать откуда и почему это исходит.
И какая должна быть реакция?
Лучшая реакция – это молчание. Нужно просто продолжать свою работу. Мне один швейцарский тренер, за спиной которого немало успехов, как-то сказал: «Если хочешь быть хорошим тренером, то лучше не читай прессу и не смотри спортивные каналы». Мне стало интересно, почему. Ведь для информации в работе все это нужно. Он был категоричен: «Это выведет тебя из твоей системы и может изменить твой подход к игре». Через несколько лет я на своем опыте убедился в этом. Для тренера важно принимать свое решение, вне зависимости от правоты, лишь так ты будешь расти как тренер. А если ты будешь поддаваться и отвлекаться на то, что ты услышишь или прочитаешь, то это пойдет тебе лишь во вред. Это важный нюанс для любого тренера.
«Желтая пресса»…
Это понятие к нам пришло из-за рубежа, но мы не стали исключением. У нас это есть, и достаточно. Страна у нас не большая и, все все понимают, почему и откуда выходит та или иная новость или публикация, кому это на руку. Подобные вещи могут сильно влиять на команду. Нужно быть сильным и готовым к этому, вести себя принципиально и продолжать гнуть свою линию. В таком случае, давление извне не принесет успеха.
Вы запрещали или советовали не читать команде прессу в какой-то период сезона?
Никогда не ставил запреты своим футболистам. Он с тобой во время тренировок и игры, а все остальное время они могут заниматься своими делами. От футболистов самих зависит, что они читают и как все воспринимают. Но один раз я поступил иным образом. Так, работая в сборной Азербайджана, мы вернулись на родину после поражения от Польши и готовились к домашней игре с Финляндией (2007 год) под сильным давлением на коллектив и, в частности, на Эмина Имамалиева, из-за чего пришлось полностью закрыть команду от внешнего мира. На молодых игроков, которых у нас было не мало, это могло отразиться негативно. Готовились вне города и никого не подпускал к команде. Атмосфера была, мягко говоря, не лучшей. Результат этой встречи всем хорошо известен.
Что больше всего давит на команду?
Больше всего сказывается не критика, а оскорбления, которые часто встретишь в наших СМИ. Можно понять, когда тот или иной журналист критикует тренера за тактику или замены, футболиста – за промах или ляп, после которого команда пропускает. Но, когда идет откровенное оскорбление человека, и это читает вся страна… Это, конечно, очень плохо сказывается. К сожалению, в Азербайджане были и есть такие журналисты, они будут и завтра. Подобные вещи исходят от людей с низким уровнем развития. Уважающий себя журналист не будет идти на такое, а если и хочет критиковать, то сделает это более достойно. Возвращаясь к Эмину Имамалиеву, тогда он был в таком состоянии, что не только тренироваться, но и нормально есть не мог.
При этом, вы выпустили его во втором тайме…
Я несколько раз перед игрой с ним говорил и никак не мог поднять ему боевой дух, ведь больше всего давили именно на него. Чтобы его мотивировать, сказал ему, что выпущу во втором тайме. Хотя и сам не был в этом уверен. При этом заявил ему, что он выйдет решить исход встречи. Вы можете сами у него спросить, он подтвердит. Так и случилось, он вышел на поле и решил исход матча, своим голом на 83-й минуте, забил единственный и победный мяч. Очень хотелось бы, чтобы в нашей прессе больше писали о работе тренера и игре футболистов, не затрагивая личное. Это не подходит азербайджанской прессе.
Руслан Микайыллы