Смертельный риск в горах: Азербайджану пора учиться на чужих трагедиях Minval Politika
Icma.az, ссылаясь на сайт Minval, отмечает.
Гибель на«семитысячнике» горной системы Тянь-Шань — Пике Победы российской альпинистки Натальи Наговицыной постепенно выходит из общественного внимания. Одни, не слезая с любимого дивана, посочувствовали, другие обвинили в безрассудстве, третьи заявили что-то вроде «это её выбор»… Профессионалы напоминали: отправляясь в горы не просто на прогулку, а на серьёзное восхождение, надо понимать, что такое высота. Что банальный перелом ноги где-нибудь на пригородных холмах и на высотах за 5 тысяч — это далеко не одно и то же. Что помощь может просто физически не прийти, как это и произошло с Наговицыной, и не потому, что кто-то не рискнул — просто есть обстоятельства, при которых спасать не получается. Спасая ту же Наговицыну, один человек погиб, разбился вертолёт, экипаж которого получил тяжёлые травмы… Что холод и разреженный воздух уносят жизни и без травм. Альпинизм не зря называют экстремальным видом спорта. Риск здесь был, есть и, по всей видимости, будет.
В Азербайджане нет гор, равных по высоте Пику Победы. Но в декабре 2017 года в районе Туфан-Дага, который по высоте, в общем-то, тоже не Эверест и не К-2, погибли трое наших молодых соотечественников — двое юношей и одна девушка. Они тоже увлекались альпинизмом и горным туризмом, решили пройти по сложному и красивому маршруту… И не прошли.
Теоретически, наверное, здесь надо было бы отдать долг бесстрашию, ещё раз помянуть погибших в горах, вспомнить красивые строчки про то, что «внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь десятой доли таких красот и чудес».
Но есть ещё одна сторона вопроса. Это — организация.
Автора этих строк очень трудно отнести к фанатам СССР. Скорее даже наоборот. Но в Советском Союзе в горном туризме и тем более альпинизме существовала чёткая классификация маршрутов по категориям сложности. Эти маршруты наносились на карты, и самое главное — обговаривалось, где могут ходить новички без особой подготовки, куда могут выходить только спортсмены-«разрядники», а какой «крутой маршрут» по силам только мастерам. То же касалось и альпинистских восхождений. Для того, чтобы штурмовать «семитысячник», надо было иметь необходимый опыт. И необходимый с точки зрения профессионалов-альпинистов, а не на бытовом уровне «ну она каждое лето в горы ходила».
Однако сегодня мы становимся свидетелями постепенной и неуклонной коммерциализации альпинизма и горного туризма. На Эвересте порой образуется целая очередь из «коммерческих клиентов». Вся эта вереница задерживает сама себя, а спуск с вершины всегда сложнее подъёма, и ещё надо уложиться в световой день. Целая серия скандалов прогремела вокруг коммерческих фирм, которые устраивали восхождения на Эльбрус. Очень часто коммерческие гиды вообще не имели должной квалификации сами. Тем более они не задавали вопросы, есть ли у клиента требуемая подготовка, какой у него опыт восхождений и даже наличие необходимой экипировки. В лучшем, вернее, худшем случае предложат подписать бумагу, что, мол, за последствия клиент отвечает сам. Результат: туристы во время коммерческих восхождений просто погибали.
В горном туризме, по сути, те же проблемы. Более того, считается, что здесь и опасности-то особой нет, — а это, мягко говоря, не так. Горы есть горы. Ухудшение погоды в горах — это не просто «дискомфорт», а смертельная опасность. Лавины, камнепады, внезапно взбухшие от селевых потоков реки — горы могут преподнести множество смертельно опасных сюрпризов. Не говоря о том, что такие горные маршруты надо просто суметь пройти.
Пока что Азербайджан с подобной проблемой не столкнулся. Но по мере развития туризма вообще и горного туризма и альпинизма в частности эта проблема рано или поздно возникнет. Тем более что есть ещё такая вещь, как психология отпускника, которому очень хочется попробовать «что-нибудь экстремальное». И нам уже сегодня надо определяться со стратегией. Отдать всё на откуп коммерческим фирмам, которые будут предлагать прогулку в горы, например, пожилому дядечке с пузом, одышкой и «аптекой в кармане», который в лучшем случае сменил офисные туфли на что-то, напоминающее кроссовки? Держать весь процесс под жёстким контролем, снижать риски, но, возможно, терять доходы? Извечный совет «найти золотую середину»? Хороший совет, только вот где именно её искать? Вопросов много, ответов на них слишком мало. Но неизменно одно: горы ошибок не прощают.


