Так кто же заказал генерала? тени исчезают в полдень
Icma.az передает, что по данным сайта Haqqin.
Всего месяц назад начальник Генерального штаба вооруженных сил Ливии генерал Мухаммед Али аль Хаддад, последовательно выступавший против втягивания его страны в новую гражданскую войну, прямо заявил на заседании правительства в Триполи премьер-министру Абдулхамид ад Дбейбе:
«Я не позволю втянуть в войну даже одного солдата. Войны не будет».
Эта фраза стала по сути концентрированным выражением политической и военной линии аль Хаддада.
Эксперты сходятся в одном: независимо от того, была ли трагедия результатом покушения или технической аварии, ее политический и военно-стратегический эффект очевиден - смерть генерала аль-Хаддада совпала с интересами целого ряда региональных и внутренних игроков
Чуть раньше, выступая в прямом эфире государственного телевидения Триполи, аль-Хаддад подчеркивал, что его цель — это диалог со всеми частями страны, от востока до запада и от юга до севера, ради построения единой и управляемой Ливии. Он последовательно и четко выступал фигурой, стоящей над региональными и фракционными интересами, и именно этим вызывал уважение даже у политических оппонентов.
После подтверждения гибели генерала аль-Хаддада в авиакатастрофе, власти в Триполи охарактеризовали его как «солдата, у которого не было ничего, кроме авторитета государства; сторонника мира, бравшегося за оружие только тогда, когда молчание превращалось в предательство».
Эта формулировка точно отражает роль Мухаммеда Али аль Хаддада в хрупкой ливийской системе, где сила оружия слишком часто подменяла собой государственные институты.
Аль-Хаддад был не только активным участником Совместного военного комитета 5+5, созданного при участии восточного командования во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, но и одним из ключевых архитекторов соглашения о прекращении огня 2020 года. Именно этот документ остановил масштабные боевые действия и создал минимальное пространство для политического процесса между враждующими лагерями.
С уходом Мухаммеда Али аль Хаддада страна потеряла не только военного лидера, но и один из последних «предохранительных клапанов», которые посредством сотрудничества с Вашингтоном и Анкарой сдерживали сползание Ливии к новой гражданской войне
Авиакатастрофа, произошедшая во вторник, когда генерал возвращался из союзной Турции после завершения официального визита, вызвала шок не только в Ливии, но и на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке. Слишком уж многое в региональной конфигурации было завязано на его фигуре, чтобы трагедия осталась частным инцидентом.
Почти сразу возникли вопросы, неизбежно сопровождающие гибель таких фигур: стал ли аль-Хаддад жертвой политического покушения или же, как гласит первоначальная версия, причиной катастрофы стала техническая неисправность самолета. Подозрения усиливает тот факт, что трагедия произошла вскоре после того, как официальная Анкара объявила о продлении военного присутствия в Ливии еще на два года, а также накануне заявленных премьером Дбейбе изменений в структуре нового правительства Ливии.
Египетский эксперт по вопросам безопасности генерал-майор Мухаммед Абдулвахид отметил в социальных сетях, что пока еще рано выдвигать окончательные версии. Вместе с тем, он обратил внимание на важную деталь: самолет успел передать турецкой стороне сигнал о неисправности борта перед исчезновением с радаров, что открывает несколько возможных сценариев - от ошибки пилота и неблагоприятных погодных условий до отсутствия своевременного уведомления о технических проблемах со стороны мальтийской компании, являющейся владельцем воздушного судна.
Анализируя версию политического убийства, Абдулвахид подчеркнул, что аль-Хаддад был одним из главных архитекторов стремительно развивающихся турецко-ливийских отношений и «опорой» правительства Дбейбе. По словам египетского аналитика, рост напряженности в Восточном Средиземноморье и стратегическое соглашение между Израилем, Грецией и греческой администрацией Кипра, противоречащее интересам Анкары, объективно усиливают подозрения о возможном внешнем вмешательстве. Не секрет, что ослабление турецко-ливийского вектора рассматривается рядом игроков как желаемый сценарий.
Дополнительную тревогу, по мнению Абдулвахида, вызывает и политический контекст: смерть ключевой фигуры правительства Триполи произошла накануне объявления нового кабинета министров и в преддверии ожидаемых парламентских выборов. На западе Ливии, отметил генерал, существуют силы, заинтересованные в дестабилизации власти Дбейбе, и устранение его ключевых военных союзников объективно играет им на руку.
Скепсис в отношении случайности произошедшего разделяет и декан факультета политических наук Университета Налут доктор Элиас Абу Бакр аль Баруни. По его оценке, гибель аль-Хаддада станет фактором, определяющим борьбу за власть в Триполи, будущее армии и стратегический курс Ливии в ближайшей перспективе.
Аль-Хаддад угрожал интересам вооруженных группировок, иностранных прокси-структур и радикальных лидеров как на востоке, так и на западе страны
Баруни отмечает, что генерал был своего рода гарантом связи между политическими центрами запада и востока Ливии и ключевым препятствием на пути втягивания Триполи в новую гражданскую войну. Он также считался наиболее значимым военно-политическим представителем Ливии в Анкаре и Вашингтоне, что делало его фигурой международного масштаба.
По словам Баруни, аль-Хаддад угрожал интересам вооруженных группировок, иностранных прокси-структур и радикальных лидеров как на востоке, так и на западе страны. Его внезапная гибель, подчеркивает эксперт, создает не кратковременный шок, а продуманную и опасную «брешь в безопасности». В этом смысле версия политического убийства может рассматриваться как сигнал, направленный на торможение процесса воссоединения Ливии.
Так или иначе, но эксперты сходятся в одном: независимо от того, была ли трагедия результатом покушения или технической аварии, ее политический и военно-стратегический эффект очевиден - смерть генерала аль-Хаддада совпала с интересами целого ряда региональных и внутренних игроков именно в тот момент, когда Ливия подошла к принятию критически важных решений о своем будущем.
С уходом Мухаммеда Али аль Хаддада страна потеряла не только военного лидера, но и один из последних «предохранительных клапанов», которые посредством сотрудничества с Вашингтоном и Анкарой сдерживали сползание Ливии к новой гражданской войне.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:62
Эта новость заархивирована с источника 26 Декабря 2025 20:22 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















