Тетя била меня... Исповедь подростка обнажила проблемы в системе защиты детей сирот в Азербайджане
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Media az.
«Тетя била меня по щекам, царапала, а когда успокаивалась, то становилась совершенно другим человеком...» Душераздирающий рассказ 14-летнего Умида потряс общественность Азербайджана. Подросток, предположительно подвергшийся жестокому насилию со стороны опекуна, оказался в центре скандала, обнажившего серьезные проблемы в системе опеки над детьми-сиротами.
История Умида – это цепь трагических событий, начавшихся задолго до нынешнего инцидента. Его отец, страдавший от наркотической зависимости, регулярно проявлял агрессию по отношению к матери мальчика, Фариде Мамедовой. Ситуация достигла критической точки, когда женщина попала в больницу с серьезными травмами после очередного акта насилия. В попытке спастись от домашнего тирана Фарида вместе с детьми нашла убежище в специализированном приюте. В 2019 году дело дошло до суда, но произошло непредвиденное: прямо в зале суда женщина заявила о прощении мужа, после чего тот был освобожден.
Трагическая развязка наступила почти сразу – освобожденный мужчина убил мать семейства на глазах у двоих детей прямо перед зданием, где они проживали. На протяжении всех этих испытаний Фариду поддерживала ее двоюродная сестра – Гюнай Новрузова. Именно ей после ареста и последующей смерти отца в тюрьме было передано опекунство над осиротевшими детьми.
Казалось бы, после стольких потрясений жизнь мальчика должна была наладиться, но, по утверждениям соседей и самого подростка, в доме опекуна он столкнулся с новыми испытаниями.
«Первый год за ребенком хорошо ухаживали. Но потом в течение пяти лет мы не видели, чтобы он посещал школу. Встречали мы его редко, да и то он постоянно был в синяках и ссадинах», – рассказывает соседка семьи.
Несколько дней назад Умид, не выдержав очередного акта насилия, обратился за помощью сначала к учителю, а затем к соседям.
«Он подошел, постучал в нашу дверь. Мальчик был в таком состоянии, что было видно – его зверски избили. Раны были ужасные», – свидетельствует соседка.
Другая жительница добавляет: «Опекунша пытала его, все слышали его крики. Ребенка так запугали, что на мой вопрос «Умид, что с тобой случилось?» он отвечал: «Я упал». Однако волосы на его голове были выдраны – как можно так упасть?!»
После того как информация о происходящем дошла до соответствующих органов, подросток был изъят из семьи опекуна и помещен в больницу для обследования и лечения.
Государственный комитет по проблемам женщин и детей уже направил обращение о прекращении опекунства.
«Как только стало известно об избиении несовершеннолетнего, в соответствующие органы было немедленно направлено обращение и начато расследование. При первоначальном визите в семью выяснилось, что пострадавшего ребенка дома не было – опекун увезла его в Лянкяран. Мы обеспечили их возвращение в Баку и назначили медицинскую экспертизу, поскольку на теле ребенка были явные признаки насилия», – сообщил пресс-секретарь данной структуры Теймур Марданоглу.
Опекунство над Умидом и его братом было предоставлено Г.Новрузовой в 2020 году Комиссией по защите детей при Исполнительной власти Сабунчинского района Баку. Председатель комиссии Рена Велиева пояснила, что решение было принято после тщательного изучения жилищных условий, психологического состояния потенциального опекуна и с учетом мнения самих детей.
Однако в механизме контроля за опекунством обнаружились серьезные пробелы. Несмотря на то, что семья была зарегистрирована в Сабунчинском районе, они регулярно выезжали в Лянкяран, что затрудняло мониторинг условий проживания детей.
Председатель Союза детей Азербайджана Кямаля Агазаде, имеющая многолетний опыт работы с детьми, подтверждает наличие системных проблем.
«Давайте признаем, что мониторинг детей, переданных под опеку, не проводится должным образом. Формально он осуществляется только для того, чтобы узнать, в каких условиях находится ребенок. Особенно уязвимы дети под опекой родственников – бабушек, дедушек, дядей, тетей. Кто проводит их мониторинг?» – говорит она.
Интересный поворот в деле произошел, когда 21-летний брат Умида сначала признал факт насилия над подростком, а затем отказался от своих слов. Тем не менее расследование продолжается. По информации пресс-службы Министерства внутренних дел, в Управлении полиции Сабунчинского района возбуждено дело по статье Уголовного кодекса о пытках. Опекун несовершеннолетнего Гюнай Рамиз гызы Новрузова привлечена к уголовной ответственности и задержана. Следственные действия продолжаются.
Более подробно – в видеосюжете Real TV:


