Торговая политика Трампа может разогнать инфляцию в Азербайджане
Icma.az, со ссылкой на сайт Zerkalo.az, информирует.
Экономические меры, анонсированные президентом США Дональдом Трампом, могут усугубить инфляцию. Недавно США объявили о предстоящем повышении таможенных пошлин в отношении импорта сразу из нескольких стран-ключевых торговых партнеров — Канады, Китая, Мексики и стран ЕС.
Взаимная торговая напряженность ведущих экономик мира может привести к удорожанию цен на многие потребительские товары, считают эксперты. Они ожидают усиления ценового давления, обусловленного тарифами. Усиление торговой неопределенности, особенно вызванной политикой США, может нарушить восстановление экономики, разогнать цены и привести к падению котировок нефти из-за мирового экономического спада. Экспертные мнения о влиянии этих процессов на экономику Азербайджана различаются, но сходятся в главном – дешевеющая нефть и нарастающая инфляцию на мировых товарных биржах не лучший сценарий для добывающей страны, рынок которой зависит от импорта.
По экспертным данным, рост или падение цен на нефть на мировом рынке имеет прямое влияние на республику. «В условиях регулируемого курса стоимость национальной валюты, конечно же, зависит от политики местного Центробанка, — утверждает депутат и эксперт Вугар Байрамов, — однако не стоит забывать про объективные факторы: состояние платежного баланса, находящееся в зависимости от цен на главный экспортный ресурс. В основном равновесие на валютном рынке определяется валютным предложением и спросом фискального сектора, а также курсовыми ожиданиями субъектов экономики, но все это будет напрямую зависеть от волатильности на энергетическом рынке».
Специалисты упоминают опасения о влиянии достаточно напряженной внешней ситуации на местную экономику особенно в части дальнейшего роста темпов мировой инфляции. Падение нефти в условиях высокой динамики цен нежелательно для Азербайджана, говорит экономист Пярвиз Гейдаров. Он отмечает, что мировые торговые войны приводят к неопределенности в самых различных сферах глобальной хозяйственной системы:
«Разумеется, торговое обострение, взаимные пошлины, налоги и угрозы не принесут ничего позитивного глобальной экономике, — говорит экономист. -Такая ситуация создает серьезные риски для всех и наша страна не исключение. Надо признать, что результаты происходящих в мире процессов формируют нарастающее давление и результаты этого уже улавливаются. Одним из наиболее ощущаемых последствий становится ускорение инфляции. За два месяца этого года ее показатели не внушали особого оптимизма. При этом главным условием для нас остается цена нефти. Падение цен на углеводороды всегда считалось нежелательным для нас событием, а сегодня такой сценарий, похоже, начал сбываться».
Инфляцию и котировки углеводородов эксперт считает ключевыми факторами влияния, упоминая желание главы американской администрации залить мир дешевой нефтью: «Нам это, однозначно, не выгодно, но процесс постепенного снижения неизбежен. Удешевление нефти и колебания динамики цен на мировых товарных рынках находятся в числе наиболее серьезных угроз».
Падение цен на нефть означает уменьшение валютных доходов страны, а ценовое восхождение на зарубежных рынках – это рост и без того солидных расходов на импорт. В условиях сужающегося финансового маневра для поддержания стабильности денежной единицы такой расклад крайне нежелателен.
Говоря о перспективах снижения цен на нефть, экономист Халид Керимли отмечает, что падение цен означает убыль активного сальдо платежного баланса, поскольку львиная доля доходов от внешней торговли приходится на нефтегаз и только 9 – 10% формируются в ненефтяном секторе.
Снижение нефти крайне нежелательно, ведь нефтедоллары поддерживают устойчивость местной денежной единицы к доллару, а девальвация чревата инфляцией. Кроме прочего, прибыли от нефти и газа имеют большое значение для государственного бюджета. Падение цен на углеводороды может привести к уменьшению трансферта в казну из Государственного нефтяного фонда. Ранее отмечалось, что в стране предусмотрены резервные меры на случай падения цен на нефть на мировых рынках ниже заложенной в финансовом плане нормы отсечения в 70 долларов.

