Трамп провалился и в Украине наша аналитика
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Haqqin.
Не прошло и трех дней после визита в Вашингтон Кирилла Дмитриева, посланника Владимира Путина, играющего все более активную роль в переговорах с США, как в Россию направился спецборт Стива Уиткоффа, посланника Дональда Трампа. Он провел в переговорах с Путиным в Санкт-Петербурге более 4 часов. Если Дмитриев отличается заметным (отличным от других переговорщиков от Москвы с Вашингтоном) оптимизмом по поводу перспектив нормализации российско-американских отношений, то Уиткофф, бесспорно, является самым комфортным для Путина переговорщиком от американцев.
Отзывы Уиткоффа о российском президенте для прессы максимально благожелательные, он в наибольшей степени дает понять, что Украина должна пойти на уступки ради мира. Накануне его визита в Петербург в прессу просочились слухи о встрече в узком кругу с Трампом, во время которой Уиткофф якобы заявил, что самый быстрый способ добиться прекращения огня в Украине – это согласиться с передачей России четырех украинских областей, занятых после 2022 года. Правда, он не уточнил, в каких границах – в их административных границах в составе Украины (как настаивает Москва) или же по линии фронта, учитывая, что российская армия почти полностью контролирует лишь Луганскую область, а Донецкую, Запорожскую и Херсонскую – в среднем процентов на 70.
Никакого внятного плана и понимания того, что надо делать в регионе, у Белого дома нет. Вообще нет понимания всех сложностей русско-украинского конфликта и его истоков
Между тем, это важный вопрос. Однако на той встрече другой спецпредставитель Трампа генерал Кит Келлог выступил против предложений Уиткоффа, заявив, что Украина, хотя и готова вести переговоры по спорным территориям (что, кстати, далеко не факт, - заявления из Киева на сей счет довольно противоречивы), никогда не согласится в одностороннем порядке уступить указанные территории.
Впрочем, сам Келлог, если верить утечкам в прессу, предложил не менее радикальный вариант прекращения огня, согласно которому Украину поделят на зоны влияния, как было с Берлином и Германией после Второй мировой войны. По задумке Келлога, Россия будет контролировать восток, а на западе могут появиться британские и французские силы, как часть "гарантийной миссии". США свои войска направлять не будут, но могут участвовать в координации. Также между ВСУ и Российской армией предлагается создать буферную зону шириной 30 км. План предусматривает проведение выборов в Украине после заключения перемирия. Впрочем, вскоре после публикации Келлог внес коррективы: дескать, он не предлагал «раздел Украины». Получается, что все остальное – верно. Что ж, смело и размашисто.
Между тем, исходя из текущего настроя в Москве и Киеве, ни план Келлога, ни план Уиткоффа не выглядят реалистичными в том плане, чтобы на них согласились воюющие стороны. Разве что Москва все же чуть «ближе к Уиткоффу». При этом она категорически против появления в Украине каких-либо европейских (НАТОвских) войск. Для Киева же это некий вариант «гарантий безопасности», от которых он не готов отказываться.
Скоординированный процесс выработки политики в отношении войны в Украине у США попросту отсутствует. О чем свидетельствует заявление Келлога
В свою очередь, «коалиция желающих» во главе с Британией и Францией, не слыша никаких возражений Москвы (и не желает слышать), не оставляет попыток такой контингент сколотить и проговорить условия его дислокации. Уже шесть стран выразили в принципе готовность поучаствовать (плюс три страны Балтии и Швеция, но последняя с оговорками). В Европе при этом преобладает скорее скептическое мнение о возможности в принципе прекращения военных действий в ближайшее время. Так, министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил более чем откровенно, что достижение мира в Украине кажется ему «недостижимым в ближайшем будущем».
Возможно, Уиткофф довел до Путина не только ответы администрации США на те предложения, которые делал накануне в ходе визита в Америку Кирилл Дмитриев, но и новые встречные условия Белого дома. Не то чтобы прямо ультиматум, но некий месседж в том духе, что, мол, пора уже что-то решать и хватит тянуть резину. Тем более, что из Вашингтона в последнее время уже было несколько сигналов, свидетельствующих о растущем там нетерпении и даже раздражении тем, что переговоры не движутся вперед.
При этом многих в Америке и Европе сильно раздражает якобы «пропутинская» позиция Уиткоффа. А комментарии российской стороны накануне встречи Путина и Уиткоффа тоже были весьма сдержанными. Кремль фактически дал понять, что стороны довольно далеки от компромисса, и каждая продолжает настаивать на своих условиях. Вот они и «обмениваются мнениями».
Кремль фактически дал понять, что стороны довольно далеки от компромисса
Москва, видимо, не очень готова сдвинуться по сравнению с тем, что Путин раньше обозначил переговорной позицией: территории плюс нейтральный статус Украины и ее разоружение. Может, она и не видит особого смысла куда-либо двигаться, поскольку и Киев свою переговорную позицию не меняет. Скорее, даже ужесточает, поскольку вновь всплыл тезис о том, что вступление в НАТО не снято с повестки дня, просто оно отодвигается на будущее.
Также с европейскими союзниками идут переговоры об увеличении военных поставок, и те такие разговоры поддерживают. Наряду с обсуждением планов отправки «миротворцев». Только что состоялась очередная встреча в Брюсселе, где объем военной помощи был даже увеличен по сравнению с тем, что было выделено ранее. Со стороны Киева настрой воевать дальше, таким образом, сохраняется, и пока нет признаков того, что он будет изменен.
В свою очередь, российские войска, судя по многочисленным источникам, активизировали наступательные операции по всей линии фронта, в том числе вошли уже в Сумскую область Украины. Это может свидетельствовать о намерении максимально укрепить переговорные позиции на случай, если и когда речь зайдет о «территориальном размене». В Москве при этом могут держать в уме некий условный «дедлайн», когда Трамп скажет, что терпение у него закончилось, и он переходит к жестким – санкционным – действиям.
А тем временем россияне вошли в Сумы
Ранее многие источники называли этот срок - в конце апреля. В то же время проявившаяся в последнее время манера Трампа вести «тарифную войну», когда сначала ставятся ультиматумы, а потом позиция вдруг резко меняется в сторону «заморозки угроз», несколько девальвировала сами эти угрозы в исполнении нынешнего хозяина Белого дома. К тому же в условиях жесткой тарифной войны с Китаем, в случае введения США «вторичных санкций» против российской нефти, Китай может их активно саботировать.
Киев тоже делает свою часть работы, косвенно в том числе помогая и Москве сдерживать «дипломатический напор» команды Трампа и пытаясь при этом сохранить положительный настрой в общении с американцами. Речь прежде всего о «ресурсной сделке». Переговоры идут трудно. Зеленский не хочет идти на представленный ему жесткий вариант сделки, который предусматривает предоставление американцам контроля за украинскими ресурсами и отчасти инфраструктурой, а также выплату доходов от их эксплуатации – по 4% в год до тех пор, пока не будет погашен весь объем «помощи» США в войне. Который Вашингтон еще и завышает в разы. Делегация, отправленная в Америку для утрясания деталей, на уступки пока, судя по всему, не идет. Поэтому у Трампа есть повод проявлять недовольство не только тем, что Москва, по его мнению, «затягивает переговоры», но и Украина не идет навстречу.
И Зеленский не отступает
На этом фоне может выясниться, что «план Трампа по Украине» попросту провалился. По той причине, что никакого внятного плана и понимания того, что надо делать в регионе, у Белого дома нет. Вообще нет понимания всех сложностей русско-украинского конфликта и его истоков. Выглядящие «простецки» планы что Уиткоффа, что Келлога – тому подтверждение. Они нереализуемы, потому что все гораздо сложнее, чем кажется из-за океана.
Скоординированный процесс выработки политики в отношении войны в Украине у США попросту отсутствует. Все отдано на откуп, по сути, любителей. Примерно так же высчитывалась формула обложения тарифами разных стран. Кому досталось 10%, а кому около 50%. Одни экономисты вообще не поняли, как Трамп и его советники считали, другие поняли – и подняли формулу на смех. С Украиной может обернуться все примерно так же. Только всем будет не до смеха, когда военный конфликт выйдет на новый виток эскалации, грозя втянуть непосредственно уже и Европу, и сами США.


