Трамп выбрал Баку: зачем глава Белого дома сделал реверанс Азербайджану
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Minval.
Президент США Дональд Трамп, как уже рассказывал Minval, направил поздравление Ильхаму Алиеву по случаю праздника Новруз. Нынешний хозяин Белого дома подчеркнул ценность дружбы Азербайджана с Израилем, поддержал усилия по установлению мира в регионе, выразил готовность к дальнейшему сотрудничеству и подтвердил неизменную поддержку США суверенитету и территориальной целостности Азербайджана. Кроме того, в письме указывается: «По мере того, как наши страны продолжают двигаться к новым успехам, я с нетерпением жду возможности работать с вами. Соединённые Штаты остаются твёрдым сторонником суверенитета, независимости и территориальной целостности Азербайджана».
Как отмечают эксперты, такого рода поздравительные послания — это особый «жанр» большой дипломатии. С одной стороны, это часть обязательного протокола. Но, с другой — здесь каждый штрих и намёк несёт огромную смысловую нагрузку. И здесь даже беглый анализ не оставляет сомнений: поздравления Трампа выходят за рамки обычной дипломатической вежливости. И это не только упоминание дружбы Азербайджана с Израилем. Куда важнее другое.
Здесь, возможно, необходимо напомнить слова президента Азербайджана на международном форуме ADA «К новому мировому порядку»: «…Во времена администрации Байдена-Блинкена отношения между Соединёнными Штатами и Азербайджаном можно охарактеризовать как отношения в кризисе. И причиной этого были не мы. Мы всегда хотели иметь хорошие отношения с Соединёнными Штатами, которые являются сильнейшей страной в мире. Это произошло из-за антиазербайджанской политики Госдепартамента под руководством господина Блинкена и многих фигур в администрации президента Байдена, настроенных против Азербайджана». Ильхам Алиев перечислил и конкретные шаги: «реанимация» 907-й поправки, встреча в Брюсселе 5 апреля 2024 года с участием госсекретаря США Блинкена и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, наконец — подписание декларации о стратегическом партнёрстве с Арменией уже под занавес пребывания Байдена в Белом доме.
В Баку неоднократно давали понять, что ответственность за охлаждение отношений с Вашингтоном несёт именно команда Байдена и что в Азербайджане хотели бы восстановить прежний уровень отношений. И вот теперь от США, по всей видимости, получен ответный сигнал. Восстановить отношения хотели бы, по всей видимости, и в Вашингтоне. Тем более что сфер для сотрудничества и «точек соприкосновения» предостаточно.
Об этом говорилось уже неоднократно, но, тем не менее, напомним: совсем недавно в Баку прошло очередное заседание Консультативного совета «Южного газового коридора» с участием представителей США, и в Вашингтоне вряд ли заблуждаются, какую роль играет Азербайджан в энергетической безопасности Европы.
Именно отсюда проходит и единственный, не контролируемый ни Россией, ни Ираном, путь в Центральную Азию, где разворачивается нешуточный геополитический шторм — да ещё и при явном участии Китая. Что уж точно не упустят из внимания на берегах реки Потомак.
На фоне растущей напряжённости вокруг ИРИ есть ещё одно, хоть и не афишируемое сегодня, обстоятельство: у Азербайджана уникальные возможности влияния в Иране при помощи «мягкой силы», прежде всего за счёт «тюркского фактора».
Наконец, уже в последние недели намечается ещё один, причём весьма деликатный, вектор сотрудничества — расследование деятельности USAID, которое ведёт Генпрокуратура Азербайджана. В США идёт своё расследование, и азербайджанская информация может заинтересовать Вашингтон.
Но, возможно, главное обстоятельство обозначил президент Ильхам Алиев: «В том, что касается американских национальных интересов — это я могу сказать вполне авторитетно — прочные отношения с Азербайджаном очень важны для этого региона. Потому что Азербайджан является ведущей страной на Южном Кавказе. Азербайджан, как часть Глобального Юга, с сильной позицией в Движении неприсоединения, где мы успешно председательствовали четыре года, с прочными связями с регионом Центральной Азии, что мы уже обсуждали, с возможностями, экономическим потенциалом, энергетическими ресурсами и с армией, которая продемонстрировала свою силу на поле боя, а не на парадах, и со всеми остальными политическими связями, может быть очень важным партнёром для Соединённых Штатов».
И, похоже, в Вашингтоне растёт число тех, кто приходит к такому же выводу.


