Управляющий директор ЕБРР: Азербайджан движется к статусу климатического лидера региона ИНТЕРВЬЮ
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Report.az.
Азербайджан усиливает вклад в глобальную повестку устойчивого развития, акцентируя внимание на развитии “зеленой энергетики”, модернизации инфраструктуры и расширении международного сотрудничества в сфере экологически чистых технологий. Один из ключевых партнеров страны в этих направлениях - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), поддерживающий как государственные, так и частные инициативы, направленные на устойчивый рост.
В интервью Report управляющий директор Группы устойчивой инфраструктуры ЕБРР Гарри Бойд-Карпентер рассказал о приоритетах сотрудничества с Азербайджаном, перспективах выпуска “зеленых облигаций”, роли частного сектора в переходе к низкоуглеродной экономике, а также новых возможностях для малого и среднего бизнеса в сфере внедрения экологичных технологий.
Представляем интервью читателям:
- Какие механизмы устойчивого финансирования предлагает ЕБРР Азербайджану для достижения климатических целей? Рассматривается ли выпуск “зеленых облигаций”, климатические инвестиционные механизмы или другие инструменты привлечения капитала в экологические проекты?
- Мы предлагаем широкий спектр финансовых инструментов. Одним из ключевых преимуществ ЕБРР является высокая гибкость в предоставлении финансирования. Мы работаем как с государством и госкомпаниями, так и с частным сектором, в том числе через местные банки. В ряде случаев можем инвестировать и в акционерный капитал. Особое внимание уделяем использованию рынков капитала - в частности, выпуску “зеленых облигаций”. Там, где это возможно, мы стараемся внедрять такие инструменты.
В Азербайджане мы уже реализовали несколько проектов. Например, недавно предоставили финансирование национальному водному агентству на развитие системы водоснабжения в городе Гянджа - строительство объектов для обеспечения населения чистой питьевой водой. В прошлом году мы предоставили кредиты частным компаниям на развитие крупных солнечных электростанций.
Кроме того, мы заключили соглашения с двумя азербайджанскими банками, чтобы расширить доступ к финансированию для малого бизнеса, с которым напрямую нам работать сложно. Через местные банки мы передаем ресурсы для последующего кредитования своих заемщиков.
Что касается “зеленых облигаций”, в Азербайджане мы их пока не выпускали. Так что ваш вопрос - это хороший вызов для нас. Мы уже реализовали подобный выпуск в Грузии, и, учитывая дружеские соперничество между странами, логично, чтобы и в Азербайджане появился первый такой проект.
- Планируете ли вы выпуск “зеленых облигаций” в Азербайджане?
- Безусловно, да. Мы активно ищем возможности для реализации такого проекта и готовы к сотрудничеству, как только появится подходящая инициатива.
- Как ЕБРР оценивает климатические обязательства Азербайджана в рамках Парижского соглашения? Какие шаги необходимы для достижения целей по снижению выбросов и повышению устойчивости экономики?
- В первую очередь хочу отметить, что Азербайджан блестяще справился с организацией COP29. Проведение такой масштабной международной конференции - сложнейшая задача даже при благоприятных условиях. А в прошлом году ситуация была особенно непростой. В случае Азербайджана подготовка велась в сжатые сроки - всего за девять месяцев вместо привычных двух лет, и это было выполнено на высоком уровне. Это действительно впечатляющее достижение и значимый шаг вперед для страны как нового климатического лидера.

Если говорить о прогрессе, особенно вдохновляет развитие возобновляемой энергетики - ключевого направления в борьбе с изменением климата. В целом для перехода к низкоуглеродной экономике необходима комплексная перестройка экономической модели. Список необходимых мер обширен. Главные задачи - электрификация экономики и обеспечение того, чтобы электроэнергия вырабатывалась преимущественно из возобновляемых источников, таких как ветер и солнце.
И, по нашему мнению, Азербайджан движется в правильном направлении. Мы гордимся, что профинансировали проекты общей мощностью 1,2 гигаватта в области ветровой и солнечной энергетики - это серьезный шаг вперед и отличный старт, хотя потенциал страны значительно выше.
Мы знаем, что правительство нацелено на достижение этих целей, и с нетерпением ждем возможности продолжить наше сотрудничество. Получение электроэнергии из ветра и солнца - это, пожалуй, самое важное. К тому же это дешевая энергия, что выгодно и для экологии, и для конечных потребителей.
Конечно, предстоит сделать еще многое. Также радует рост числа электромобилей в Баку - это хороший индикатор перехода к устойчивому транспорту. Надеюсь, с годами их станет еще больше. Следующий важный этап - декарбонизация промышленности. Мы с интересом наблюдаем за усилиями Азербайджана в развитии “зеленого водорода” и “зеленого аммиака” - это стратегические направления для будущего устойчивого роста.
Так что, на наш взгляд, направление выбрано правильно. Страна демонстрирует серьезные усилия и прогресс, но впереди еще большой путь. Это общий глобальный вызов, и мы готовы поддерживать Азербайджан на этом пути.
- Азербайджан активно инвестирует в развитие транспортных коридоров между Европой и Азией. Как ЕБРР поддерживает эту инфраструктуру с точки зрения устойчивости? Рассматриваются ли проекты по электрификации железных дорог, созданию энергоэффективных логистических центров и другим “зеленым” транспортным решениям?
- Мы постоянно ищем новые возможности в сфере устойчивой инфраструктуры. Вы затронули несколько важных направлений, и начну с логистики и грузоперевозок. На данный момент у нас нет активных проектов в этой сфере в Азербайджане, но мы внимательно изучаем потенциал повышения энергоэффективности и улучшения экологических характеристик логистических систем, особенно в контексте развития Среднего коридора.
Этот маршрут имеет стратегическое значение, и важно, чтобы логистическая цепочка была не только эффективной и быстрой, но и экологичной. Мы инвестируем в устойчивую транспортную инфраструктуру не только в Азербайджане, но и в странах Центральной Азии, способствуя устойчивому развитию всего коридора. Поэтому заинтересованы в проектах, направленных на “зеленую” трансформацию логистики.
Что касается Азербайджана, пока конкретные инициативы в этом направлении не реализуются, но мы открыты к диалогу и готовы рассматривать потенциальные проекты.
Вы также упомянули энергетический аспект. Азербайджан традиционно является экспортером углеводородов, но сегодня стремится занять роль экспортера “зеленой энергии” - как собственной, так и, возможно, транзитной, поступающей из Центральной Азии. Это один из приоритетов повестки COP29, и мы активно изучаем такие инициативы.
Пока эти проекты находятся на ранней стадии - они масштабны и технически сложны, - но мы обсуждаем возможные механизмы финансирования и готовы делиться международным опытом по их структурированию. Наша цель - создать решения, учитывающие интересы всех сторон: как производителей, так и потребителей устойчивой энергии.
- Южный газовый коридор остается стратегическим энергетическим проектом для Европы. Какова роль ЕБРР в поддержке устойчивости этого маршрута, включая возможное снижение углеродного следа? Рассматриваете ли вы финансирование проектов по улавливанию и хранению углерода, а также модернизации газотранспортной инфраструктуры?
- Мы действительно ведем соответствующие обсуждения. Однако предварительным условием для нашего участия является достижение консенсуса между всеми заинтересованными сторонами относительно следующего этапа развития Южного газового коридора.
Финансирование возможно только после принятия четкого, экономически обоснованного решения, а на данный момент такого соглашения еще нет. Именно в этом заключалась ключевая цель министерской встречи в Баку - продвинуться к общей позиции и определить дальнейшие шаги.

Пока говорить о конкретных инвестициях преждевременно. Важно, чтобы европейские страны, Азербайджан и государства-транзитеры выработали согласованное понимание того, каким должен быть следующий этап проекта и каких климатических и энергетических целей он должен достичь.
- Какие возможности ЕБРР видит для вовлечения частного сектора Азербайджана в развитие устойчивой инфраструктуры? Какие барьеры сдерживают бизнес, и какие меры могли бы стимулировать инвестиции в “зеленые” проекты?
- Первая и, пожалуй, самая очевидная возможность - это частные инвестиции в сектор возобновляемой энергетики. И, на наш взгляд, это абсолютно логичный и проверенный путь: во многих странах именно частный сектор успешно реализует такие проекты быстрее и дешевле. Я часто подчеркиваю слово “дешево”, потому что доступная стоимость энергии - ключевой фактор. В этом одно из главных преимуществ ветровой и солнечной энергетики: они не только экологически чистые, но и экономически конкурентоспособные.
В Азербайджане все действующие проекты в области ВИЭ реализуются частными компаниями, и мы хотим, чтобы таких инициатив становилось больше, и уверены, что так и будет. Мы были рады поддержать правительство в разработке аукционной программы по возобновляемой энергетике, и считаем, что у нее есть серьезный потенциал для масштабирования. Это, безусловно, важный шаг вперед. Это первая возможность.
Следующее перспективное направление - электромобили. Мы уже видим, как их число растет в Баку, и уверены, что здесь откроются дополнительные возможности для частных инвестиций.
В более долгосрочной перспективе может появиться интерес к другим секторам, например, к водоснабжению. Однако здесь необходимы четкие механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Чтобы такие проекты стали жизнеспособными, нужно, во-первых, создать надежную нормативно-правовую базу, и во-вторых - обеспечить тарифную политику, отражающую реальные издержки.
Только в условиях, когда цены, которые платят потребители, отражают фактическую стоимость предоставления услуг, “зеленые технологии” смогут успешно конкурировать на рынке на равных условиях. Мы видим, что Азербайджан уже добился значительного прогресса в этой сфере, но, на наш взгляд, именно грамотное ценообразование остается ключевым элементом для привлечения устойчивых инвестиций. Экологические решения - это не только благо, но и экономически обоснованный выбор. Если рынок работает эффективно, инвестиции в устойчивую инфраструктуру будут приходить естественным образом.
- Планирует ли ЕБРР оказывать поддержку малым и средним предприятиям (МСП) Азербайджана в сфере “зеленых технологий”? В каких секторах МСП могут получить наибольшие выгоды от таких программ, и какие механизмы финансирования рассматриваются?
-Да, безусловно. Как я уже упоминал, в рамках подготовки к COP29 мы подписали два кредитных соглашения с азербайджанскими банками. Один из них направлен на поддержку малого бизнеса с “зеленой” составляющей.
Если говорить о конкретных технологиях, то в первую очередь - это возобновляемая энергетика. Установка солнечных панелей - один из самых доступных и эффективных шагов для малых предприятий. В Азербайджане отличные климатические условия, особенно солнечная активность - как человек из Великобритании, я это особенно ценю. Поэтому, если вы владеете, например, складом, мастерской или небольшим производственным объектом, установка солнечных панелей на крыше - вполне логичное и экономически оправданное решение. Банки, с которыми мы сотрудничаем, с готовностью поддерживают подобные проекты.
Следующее важное направление - энергоэффективность. Речь идет об утеплении зданий, установке современных окон, использовании насосов с частотным регулированием, систем рекуперации тепла и других технологиях, позволяющих сократить потребление энергии. Мы называем это “легкодоступными возможностями” - мерами, которые можно реализовать быстро, с ощутимым эффектом для бизнеса и экологии.

Наши кредитные линии дают возможность финансировать малые и средние предприятия, заинтересованные в экологичной трансформации своей деятельности. Это открывает бизнесу доступ к “зеленым” инвестициям и помогает выстраивать более устойчивые и энергоэффективные модели работы.
- По итогам визита в Азербайджан, какие направления сотрудничества ЕБРР рассматривает как приоритетные? Ожидаются ли новые проекты или соглашения в сфере устойчивого развития, возобновляемой энергетики и энергоэффективности?
- В настоящее время мы сосредоточены на трех ключевых направлениях. Прежде всего - это расширение инвестиций в энергетический сектор, особенно в проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии. Это наш безусловный приоритет.
Второе важное направление - поддержка сектора водоснабжения. Как я уже упоминал, мы подписали кредитное соглашение с национальным водным агентством для модернизации системы водоснабжения Гянджи. Параллельно ведется сотрудничество по другим аналогичным проектам. Часто в контексте изменения климата внимание акцентируется на выбросах углерода, но нельзя забывать, что доступ к чистой питьевой воде, эффективная очистка и водоотведение - это не менее важные элементы устойчивого развития. Это напрямую влияет на здоровье и качество жизни людей.
Третье направление, обозначенное как приоритетное и с точки зрения правительства, и нами - устойчивые транспортные связи, включая потенциальные проекты в рамках Среднего коридора. Мы только начинаем прорабатывать, каким образом можно наиболее эффективно поддержать развитие устойчивой транспортной инфраструктуры в стране.
Таким образом, наш фокус сегодня - это “зеленая энергетика”, водные ресурсы и устойчивый транспорт. Мы уверены, что в этих сферах откроются новые возможности для реализации проектов и углубления сотрудничества с Азербайджаном.


