Icma.az
close
up
AZ
Menu

В Губе пройдет зимний лагерь для студентов под названием MathCamp 2026

Компании из Европы просят США разрешить экспорт нефти из Венесуэлы

Анкара для Тегерана слишком сильный и сложный противник Турецкие эксперты на

Обвал пирамиды надежд крапленые карты

Сабаил усилил состав новым игроком

В Турции задержаны 325 подозреваемых в пропаганде преступлений в соцсетях

Германия не пустила российский танкер в Балтийское море через свои территориальные воды

Белый дом: Иран отменил 800 казней протестующих

Президент Чехии заявил, что Украине придется пойти на болезненные уступки Minval Politika

Бердыев просматривает туркменского форварда

TikTok внедряет новую технологию определения возраста для Европы

Без паники: какие визы США для граждан Азербайджана действительно приостановлены Minval Politika

ДНК тест подтвердил гибель российского бизнесмена на Кипре

Спикер парламента Кыргызстана принял генерального секретаря ТЮРКПА

В честь 140 летия Узеира Гаджибейли представили почтовую марку и концерт (ФОТО)

Израиль попросил США отложить планы атаки на Иран

Пакистан запускает ASAN xidmət

Мачадо вручила Трампу Нобелевскую премию мира в Белом доме

Макрон с красным глазом заявил о необходимости бояться Франции

LIVE: Карабах и Заглембе быстро обменялись голами

Валерий Чечелашвили: Южный Кавказ нуждается в своём треугольнике

Валерий Чечелашвили: Южный Кавказ нуждается в своём треугольнике

Согласно материалам сайта Minval, передает Icma.az.

Бывший государственный министр финансов Грузии, дипломат, посол, бывший генеральный секретарь Организации Чёрноморского экономического сотрудничества Валерий Чечелашвили дал эксклюзивное интервью Minval Politica. В нём он подробно рассказал о будущем дипломатии, региональной кооперации на Южном Кавказе, перспективах Зангезурского коридора, мирных переговорах между Азербайджаном и Арменией, а также роли международных организаций в меняющемся мировом порядке.

– Как вы оцениваете текущий уровень политических и экономических отношений между Грузией и Азербайджаном?

— После распада Советского Союза между нашими странами сложились прочные отношения, в становлении которых важную роль сыграли Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе. Сегодня я бы охарактеризовал связи между Грузией и Азербайджаном как пример позитивной взаимозависимости. Азербайджан получает благодаря Грузии стабильный и беспрепятственный доступ к мировым рынкам для своих экспортных товаров. В свою очередь, Грузия на протяжении многих лет обеспечивается энергетической безопасностью при поддержке Азербайджана. Это сотрудничество носит стратегический характер, и страна никогда не оставалась без помощи. Именно поэтому, независимо от того, кто находится у власти в Тбилиси или в Баку, обе страны обречены на стратегическое партнёрство.

Наши отношения стабильны и прочны. Однако, глядя в будущее, я считаю необходимым поднять их на новый уровень. До сих пор основой сотрудничества были товарооборот и крупные инфраструктурные проекты, значимость которых выходит за пределы Южного Кавказа. Сейчас настало время подумать о более глубокой экономической интеграции, в частности — о развитии взаимных инвестиций, которые укрепят экономическую ткань двусторонних отношений. Стратегическому партнёрству между Азербайджаном и Грузией, повторюсь, нет альтернативы.

– Считаете ли вы возможным восстановление полноценных дипломатических отношений между Грузией и Россией?

— Да, в принципе это возможно. Но при одном важном условии — у России на территории Грузии должно быть одно посольство, а не три. Сегодня у России есть еще представительства в Цхинвали и Сухуми, которые она называет «посольствами». Это неприемлемо. На сегодняшний день официальные дипломатические отношения между Грузией и Россией отсутствуют. Однако секции интересов при посольстве Швейцарии — в Тбилиси и Москве — продолжают обеспечивать базовое взаимодействие.

Полноценное восстановление дипотношений возможно только после того, как Россия отзовёт своё признание независимости Абхазии и Цхинвальского региона. В международной практике краеугольным камнем установления дипломатических отношений является взаимное признание территориальной целостности. Это универсальное правило.

Мы видим это на примере Азербайджана: только после восстановления территориальной целостности в 2020 и 2023 годах стали возможны переговоры с Арменией о нормализации отношений. В таком же контексте можно рассматривать и перспективы восстановления дипломатических отношений между Грузией и Россией.

– Почему, на ваш взгляд, дипломатия как инструмент урегулирования конфликтов в последние годы теряет эффективность?

— Любой вооружённый конфликт — это, прежде всего, результат провала дипломатии. Но именно дипломаты возвращаются к делу после прекращения военных действий, чтобы зафиксировать новые реалии и договориться о будущем. Мы видим это в отношениях Азербайджана и Армении, в примерах взаимодействия между Израилем, Ираном и США.

Говорить, что дипломатия утратила эффективность — это слишком прямолинейная оценка. Войны случались и в прошлом, несмотря на международные договорённости. Вспомним, например, Балканы после подписания Хельсинкского акта 1975 года. В XXI веке мы наблюдаем новый виток конфликтов — от агрессии России против Грузии в 2008 году до полномасштабной войны в Украине, начавшейся в 2022-м.

Серьёзным препятствием для дипломатии становится крайняя жёсткость и непримиримость отдельных игроков. Например, когда заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в 2021 году заявил, что «НАТО должна собрать манатки и убраться за линию 1997 года», стало очевидно: дипломатия оказывается бессильна при таком уровне риторики. Но дипломатия остаётся незаменимой. Как и в танго, для неё нужны двое. Когда одна сторона действует как «медведь в посудной лавке», захватывая территории соседей, переговоры становятся невозможными. Однако со временем, когда изменится баланс сил и улягутся страсти, дипломаты неизбежно вернутся за стол переговоров, чтобы определить новую систему международной безопасности.

– После Второй мировой войны были созданы такие международные институты, как ООН и ОБСЕ, которые, по мнению многих, утратили авторитет и влияние. Что может прийти им на смену?

— Да, эффективность глобальных институтов действительно снизилась. Но, несмотря на это, альтернативы им в мировом масштабе пока не существует. ООН и ОБСЕ продолжают выполнять важную функцию — служат площадками для диалога, обмена позициями и поиска компромиссов. Тем не менее мы наблюдаем рост значения региональных форматов. Например, «Веймарский треугольник плюс», объединяющий Польшу, Германию и Францию, а также Испанию, Италию, Великобританию и Украину. Эти альянсы всё чаще становятся центрами принятия решений, оказывая заметное влияние на международную политику.

На Южном Кавказе аналогичный потенциал есть у формата Азербайджан–Грузия–Армения. Чем быстрее мы научимся взаимодействовать втроём и превращать регион в пространство сотрудничества и стабильности, тем выше будет наш авторитет и значимость в международной системе.

– Какие дивиденды могут получить страны Южного Кавказа от участия в проекте Среднего коридора?

— Я предпочитаю называть его не «Средним», а Центральным транспортно-коммуникационным коридором, так как он действительно занимает центральное место на карте связей между Востоком и Западом. Этот маршрут соединяет Китай и Центральную Азию с Европейским союзом и его ближайшими партнёрами.

Южный Кавказ в этом контексте становится стратегически важным регионом как для Востока, так и для Запада. Это означает, что крупные глобальные игроки будут заинтересованы в нашей стабильности и развитии. Экономически все страны региона получают прямые выгоды: Азербайджан — как производитель и транзитная страна; Грузия — как стабильный энергетический партнёр, несмотря на отсутствие собственных ресурсов; Армения — как потенциальный участник инфраструктурных и транзитных проектов, особенно после нормализации отношений с Азербайджаном.

– Как вы оцениваете перспективы открытия Зангезурского коридора?

— Открытие Зангезурского коридора принесёт выгоды всем сторонам — Азербайджану, Армении и Грузии.

Для Азербайджана — это безопасное, прямое и бесперебойное сообщение между двумя частями страны. Для Армении — возможность получения транзитных доходов и подключения к новой инфраструктуре. А для Грузии — это стабильная региональная среда, способствующая развитию трёхстороннего формата сотрудничества.

Наша общая цель — построить пространство, в рамках которого любой груз может свободно и безопасно перемещаться по всему Южному Кавказу, независимо от того, проходит ли он через территорию Армении, Азербайджана или Грузии.

– Что вы можете сказать о процессе подготовки к мирному договору между Азербайджаном и Арменией, учитывая недавнюю встречу в Абу-Даби? Насколько реалистично достижение устойчивого мира?

— Я считаю, что после встречи в Абу-Даби перспективы заключения мира стали более реалистичными. Приведу несколько аргументов в пользу этого. Во-первых, сама встреча до последнего момента не анонсировалась, что говорит о серьёзной дипломатической работе в закрытом, двустороннем формате. Во-вторых, в переговорах участвовали не только главы государств, но и вице-премьеры, министры иностранных дел — те, кто реально принимает решения. В-третьих, бросается в глаза позитивный тон и протокольный стиль встречи. Президент Ильхам Алиев и премьер-министр Никол Пашинян доброжелательно поприветствовали делегации друг друга.

И, наконец, четвёртый момент — синхронные и сдержанно позитивные заявления МИДов обеих стран по итогам переговоров. Это означает, что был согласован общий подход к подаче результатов встречи.

На мой взгляд, это большой шаг вперёд. Мы ещё не на финишной прямой, но к подписанию мирного договора об установлении межгосударственных отношений стороны стали значительно ближе. Всё будет зависеть от того, удастся ли сохранить и развить позитивную динамику, которая наметилась в Абу-Даби.

Не пропустите дальнейшие события, следите за актуальными новостями на Icma.az.
seeПросмотров:101
embedИсточник:https://minval.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 18 Июля 2025 10:40
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

В Губе пройдет зимний лагерь для студентов под названием MathCamp 2026

15 Января 2026 11:18see295

Компании из Европы просят США разрешить экспорт нефти из Венесуэлы

16 Января 2026 00:59see290

Анкара для Тегерана слишком сильный и сложный противник Турецкие эксперты на

15 Января 2026 14:02see215

Обвал пирамиды надежд крапленые карты

16 Января 2026 02:58see201

Сабаил усилил состав новым игроком

15 Января 2026 23:00see198

В Турции задержаны 325 подозреваемых в пропаганде преступлений в соцсетях

15 Января 2026 20:58see187

Германия не пустила российский танкер в Балтийское море через свои территориальные воды

15 Января 2026 23:38see184

Белый дом: Иран отменил 800 казней протестующих

15 Января 2026 23:52see175

Президент Чехии заявил, что Украине придется пойти на болезненные уступки Minval Politika

16 Января 2026 18:57see168

Бердыев просматривает туркменского форварда

16 Января 2026 13:27see168

TikTok внедряет новую технологию определения возраста для Европы

16 Января 2026 13:31see165

Без паники: какие визы США для граждан Азербайджана действительно приостановлены Minval Politika

15 Января 2026 12:31see164

ДНК тест подтвердил гибель российского бизнесмена на Кипре

15 Января 2026 16:44see159

Спикер парламента Кыргызстана принял генерального секретаря ТЮРКПА

16 Января 2026 14:23see157

В честь 140 летия Узеира Гаджибейли представили почтовую марку и концерт (ФОТО)

15 Января 2026 20:19see156

Израиль попросил США отложить планы атаки на Иран

15 Января 2026 23:01see154

Пакистан запускает ASAN xidmət

15 Января 2026 19:41see153

Мачадо вручила Трампу Нобелевскую премию мира в Белом доме

16 Января 2026 08:16see153

Макрон с красным глазом заявил о необходимости бояться Франции

15 Января 2026 21:37see153

LIVE: Карабах и Заглембе быстро обменялись голами

16 Января 2026 19:16see147
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня