Выход рядом, не за морями
Icma.az передает, что по данным сайта Бакинский рабочий.
Региональные форматы дают Армении больше, чем далекий и занятый собой Запад
Умение принимать решения в непростой обстановке обнажает неординарные качества людей и групп. Прежде всего, это качество раскрывает способность анализировать положение, выявлять и оценивать различные варианты действий. А после, взвесив «за» и «против», делается выбор в пользу наиболее оптимального варианта.
Имеет значение, на какие показатели и ценности полагаются выбирающие. На этом поприще выявляются также моральные и деловые качества выборщиков, что проливает свет на их психологический и нравственный портрет. Помимо того, выбирающие раскрывают свое критическое мышление, способность оценивать по достоинству риски и плюсы. Наконец, наделенные полномочиями принимают на себя ответственность и за других, если на кону судьбоносный вопрос.
Армения вновь стоит перед выбором, и на повестке дня - отнюдь не риторический, а по-настоящему судьбоносный вопрос: каким должен быть ее экономический курс и в каком направлении двигаться дальше.
Выбор, мягко говоря, ограничен. С одной стороны, Иреван по-прежнему является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в котором ключевую роль играет Москва. С другой - страна демонстрирует все более явное стремление сблизиться с Европейским союзом. И правительство под руководством Никола Пашиняна, по всей видимости, склоняется к вектору на Запад - и это движение уже получило определенную законодательную основу. Однако окончательной определенности пока нет, и внутренняя дискуссия в Армении продолжается.
В последние месяцы Иреван оказался вынужден умерить свой пыл на фоне геополитических потрясений, кардинально изменивших международную обстановку. На горизонте вырисовываются тенденции, потенциально неблагоприятные для армянских интересов - по крайней мере, если рассматривать ситуацию с позиции традиционного армянского мышления.
В вопросе выбора геоэкономического полюса существует универсальный критерий, применимый ко всем участникам и обстоятельствам - хозяйственная целесообразность. Если подключение к уже действующим структурам сулит реальные, а не иллюзорные преференции, решение, как правило, очевидно и не требует длительных раздумий.
Совсем иное дело - когда перспективы туманны, выгоды остаются призрачными, а на передний план выходят риски и угрозы, причем вполне осязаемые. Однако риски - неотъемлемая часть любой стратегии. И чтобы эффективно их нейтрализовать, необходимы защитные механизмы, которые, в свою очередь, в значительной степени опираются на геополитические реалии. Во всех случаях важными остаются интересы стран, народов или групп. Они и предопределяют выбор.
Однако в рамках армянской политической традиции сформировался иной стиль принятия решений при выборе вектора сотрудничества. Иреван, как правило, в первую очередь ориентируется не на собственные выгоды, а рассматривает ситуацию через призму успехов и неудач своих соперников - прежде всего, Азербайджана.
Преференции соперников для него выступают в качестве сильного раздражителя, и чтобы досадить конкуренту, он готов отказываться от своих приобретений. Принцип «что выгодно врагу, не выгодно мне» и наоборот представляется для армянских пытливых умов куда более важной статьей забот, нежели их собственные преимущества. Это более чем серьезный вопрос, если не сказать стратегический.
Армянская ментальность действует не традиционно, отдавая предпочтение не собственной архитектуре безопасности и благополучия, а действуя с умыслом, подразумевая и вынашивая невыгодные для интересов соседей варианты.
Недавнее похолодание в азербайджано-российских отношениях в Армении было воспринято с явным облегчением, если не сказать - с воодушевлением. Не скрывая эмоций, армянская пресса откровенно злорадствовала, выстраивая самые сенсационные сценарии развития ситуации, вплоть до возможных военных столкновений между Баку и Москвой.
Однако радость оказалась преждевременной. События последних дней продемонстрировали: прагматизм Баку и Москвы берет верх над эмоциями. Экономическая составляющая двусторонних отношений остается ключевым фактором, и ни одна из сторон не намерена поступиться выгодой ради конфронтации.
В Армении многие рассчитывали, что наметившаяся трещина в отношениях между Азербайджаном и Россией перерастет в глубокий раскол. Однако эти ожидания не оправдались. Ни Баку, ни Москва не намерены испытывать судьбу и дистанцироваться друг от друга. Напротив - уже заметны признаки нового этапа сближения.
Армянская сторона по-прежнему питается иллюзией скорого ухода Москвы из Южного Кавказа. Однако и эти прогнозы не находят подтверждения. Северное направление по-прежнему остается стратегически значимым для всего Кавказского региона вне зависимости от текущих раскладов. Более того, наличие альтернативных маршрутов отвечает интересам всех стран региона, а значит, утрата важного северного траверса - явно не в интересах самого Кавказа.
Дополнительную пищу для размышлений дает и нарастающая в последние дни дипломатическая активность. Все ключевые акторы демонстрируют заинтересованность не в разрушении мостов, а в сохранении диалога - с целью прояснения спорных позиций, выработки точек соприкосновения и постепенного устранения накопленных противоречий.
Телефонный разговор между министрами иностранных дел Азербайджана и России стал свидетельством наличия доброй воли у политических элит обеих стран, осознающих ненормальность текущего состояния двусторонних отношений. Шероховатости и разногласия - обычное явление в отношениях соседей, но чтобы недоверие не укоренилось и не переросло в стойкую враждебность, требуется активная работа дипломатов по устранению возникающего вакуума.
В данном случае стороны перешли к обсуждению широкого круга тем: от экономических и трансграничных вопросов до гуманитарной повестки и отдельных аспектов региональной и международной политики. Это подтверждает, что без позитивного политического фона остальные сферы взаимодействия рискуют оказаться в подвешенном состоянии.
Состоявшееся в Астрахани заседание российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству с участием вице-премьеров Алексея Оверчука и Шахина Мустафаева подтвердило приверженность обеих сторон ранее согласованному курсу, зафиксированному в совместной «дорожной карте». Подписание итогового протокола по результатам 23-го заседания комиссии стало еще одним свидетельством позитивной динамики в развитии двусторонних экономических отношений.
Россия стабильно входит в тройку ключевых торгово-экономических партнеров Азербайджана. На фоне устойчивого роста инвестиционной активности укрепляется и внешнеторговый оборот между странами, что служит надежной опорой для дальнейшего поступательного развития сотрудничества. При столь обнадеживающих показателях ни Баку, ни Москва не заинтересованы в снижении интенсивности взаимодействия. Более того, экономическое партнерство становится не только источником взаимной выгоды, но и важным элементом формирования устойчивой архитектуры региональной безопасности.
Напрасно армянские эксперты и политики продолжают ожидать сбоев на азербайджано-российском направлении. Баку никогда не рассматривал возможность замены российского вектора на западноевропейский, поскольку это противоречит логике его взвешенного и осознанного внешнеполитического курса. Азербайджан последовательно проводит сбалансированную политику, стремясь к гармоничной интеграции как в восточном, так и в западном направлениях, избегая односторонней зависимости.
Армения, напротив, пошла на серьезный риск, заявив о готовности сменить внешнеполитический курс в самый ответственный момент - буквально «на переправе». Подобные резкие повороты, особенно в условиях незавершенных процессов и нестабильной международной обстановки, обычно чреваты серьезными последствиями. Вместо того чтобы продолжить уже начатое взаимодействие в рамках существующих форматов, Иреван громко заявил о переориентации на Европу - но этот шаг скорее обернулся политическим конфузом.
Реалии таковы, что Европе сегодня не до Армении: Брюссель занят обостренными отношениями с Вашингтоном, и в нынешней геополитической ситуации у Старого Света нет ресурсов и интереса вовлекать новых участников с ограниченным геоэкономическим потенциалом. Даже если армянская ставка на Европу не полностью провалилась, то как минимум она явно не сработала - изначально это был авантюрный и плохо просчитанный выбор.
Если бы руководство Армении проявило большую рациональность, оно сделало бы ставку на инициативу создания нового регионального формата сотрудничества по оси Азербайджан-Россия-Армения. Такой формат, обладая реальным потенциалом, мог бы принести Иревану куда больше практической пользы, чем зыбкое сближение с отдаленной Европой, полной неопределенностей и противоречий.
Следует признать, что Запад уже давно стремится вырвать государства постсоветского пространства из орбиты влияния Москвы, преследуя в первую очередь геополитические, а не геоэкономические цели. На этом фоне Азербайджан выгодно выделяется тем, что никогда не позволял внешним силам диктовать свою судьбу. Его политика основана на глубоком анализе и стратегическом подходе, что и позволяет Баку успешно балансировать между Востоком и Западом, получая дивиденды на обоих направлениях.
Сила старой, проверенной жизнью истины о первичности экономических интересов над политическими вновь подтверждает свою актуальность. Как говорится, от добра добра не ищут. Совместные азербайджано-российские форматы функционируют в штатном режиме, демонстрируя устойчивость и эффективность, не вызывая серьезных сомнений ни у одной из сторон.
Что касается отдельных аспектов политического взаимодействия, то они также остаются в фокусе внимания руководства обеих стран. Это важно понимать: даже при наличии временных разногласий стратегическое политическое взаимопонимание сохраняется, укрепляя фундамент общего курса на взаимовыгодное партнерство.
Иревану необходимо быть разборчивым на ниве геополитических изысканий и не ударяться в шараханья. А обманываться на велеречивые посылы центров сил вовсе не следует, ибо для сильных мира сего создание проблем для конкурентов иной раз важнее получения реальной выгоды. Непонятную на первый взгляд расточительность могут себе позволить самодостаточные и обеспеченные игроки, и никак не проблемные акторы наподобие Армении. Ей в ее нынешней ситуации необходимы гарантированные шаги на пути приобретения экономической самостоятельности.
Армения снова в поиске выхода из создавшегося положения, и это уже не шуточная ситуация. Вопрос о том, что делать и как поступить, звучит тревожно. Иреван бьется, как рыба об лед, на всех направлениях. Его нигде не ждут, а он упорно навязывается, мол, мы идем к вам, и вы должны открыться нам. Это ошибочный подход. После стольких лет мытарств Иреван истратил лимит на пробы и ошибки. Наступило время выверенных шагов, а их по-прежнему нет.
Не стоит искать удачу за океанами, за тридевять земель. Она рядом. Надо опуститься с небес на грешную землю и договариваться с соседями, чтобы выбрать единственно правильный путь. Ставка на Запад себя исчерпала, но с региональными форматами предстоит провести разбор полетов всем дееспособным игрокам.
Армянская власть в отличие от предыдущих руководителей, что подвели страну под венец, имеет шансы на реализацию национальных интересов. Ошибка некоторых сил в Армении в том, что они видят в Азербайджане и Турции врагов. А зря. Враги - это те мракобесы, которые продолжают ратовать за вражду и войну с соседями.
Если Армения не желает рисковать, не хочет снова оказаться у разбитого корыта, она должна сделать верный выбор. В этом случае ее не только поймут, но ей еще и помогут.


