Южный Кавказ без иллюзий: почему до регионального союза еще далеко Фархад Мамедов
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Vesti.
В Тбилиси 17 апреля прошла трехсторонняя встреча заместителей министров иностранных дел Азербайджана, Армении и Грузии. Как сообщили организаторы, главной целью встречи стал обмен мнениями о перспективах взаимодействия между тремя странами и поиски основ для будущего сотрудничества.
Официальное открытие мероприятия провела министр иностранных дел Грузии Мака Бочоришвили. В своем выступлении она подчеркнула стратегическое значение Южного Кавказа и его высокий потенциал, отметив, что проведение таких встреч свидетельствует о стремлении Грузии содействовать развитию регионального партнерства.
При этом, заместитель министра иностранных дел Грузии Лаша Дарсалия в беседе с журналистами отметил, что в ходе встречи обсуждались, в том числе, и конкретные возможности для развития трехсторонних инициатив. По его словам, участники стремились определить направления, представляющие общий интерес, а также потенциальные сферы сотрудничества, позволяющие выработать согласованные подходы к актуальным региональным вопросам.
Подобные дипломатические усилия подчеркивают возрастающее осознание необходимости конструктивного диалога и совместных действий в условиях стремительно меняющейся геополитической обстановки. Южный Кавказ рассматривается как регион стратегической важности, и формирование устойчивых механизмов взаимодействия между соседними странами может стать ключом к обеспечению стабильности и процветания в регионе.
Однако, как заявил глава Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов в своем интервью Vesti.az, говорить сегодня о создании полноценного регионального союза между Азербайджаном, Арменией и Грузией даже в среднесрочной перспективе, невозможно.
«Формат трехсторонней встречи в Тбилиси, прошедшей на уровне заместителей министров иностранных дел, представляет собой скорее политико-дипломатический диалог. Его главная задача: создать платформу для выслушивания позиций сторон, постановки интересующих вопросов и первичного прощупывания возможных направлений взаимодействия», - сказал он.
По словам аналитика, процесс сближения между государствами региона идет поэтапно и основывается, прежде всего, на понимании того, что страны не представляют прямой угрозы друг для друга.
«Далее следует согласование позиций по отдельным вопросам, определение так называемых «тем-раздражителей» и внесение в них ясности. Обсуждается также участие третьих стран в региональных инициативах и реакция соседей на такое участие, так как важно понимать, не вызывает ли оно негативного отношения у других участников процесса», - заявил Фархад Мамедов.
Эксперт отмечает, что только после комплексного решения указанных вопросов может начаться формирование основ устойчивого регионального взаимодействия, после чего можно будет говорить о реальных форматах сотрудничества.
«Это сложный и многослойный процесс, темпы которого зависят от качества и зрелости межгосударственных отношений. На сегодняшний день Азербайджан и Армения находятся в условиях отсутствия дипломатических связей, в то время как обе страны имеют развитые форматы стратегического партнерства с Грузией. Именно это позволяет вести консультации в трехстороннем формате на техническом уровне, с целью прощупать возможные точки соприкосновения», - подчеркнул он.
Что же касается внешних акторов, то по словам главы Центра, это отдельный и не менее важный элемент регионального уравнения.
«Ранее наблюдались попытки запуска различных многосторонних форматов, таких как «3+3», или инициатива ЕС по включению Южного Кавказа в собственную геополитическую повестку. Однако сейчас речь идет лишь о возможном оформлении устойчивого формата «тройки» государств региона — Азербайджана, Армении и Грузии», - сказал собеседник.
Мамедов отметил, что только в случае успеха этого проекта можно будет перейти к обсуждению полноценного регионального формата сотрудничества, и уже после — к возможному вовлечению внешних участников.
«Текущая трехсторонняя коммуникация — это не более чем первый, но важный шаг на пути к формированию новой региональной архитектуры, построенной на прагматизме, взаимном уважении и постепенном сближении», - резюмировал Фархад Мамедов.


