Замдиректора Республиканского наркоцентра: Коллеги даже не догадываются, что у человека есть зависимость
Согласно информации сайта Minval, сообщает Icma.az.
В Азербайджане свыше 800 человек получают метадоновую заместительную терапию. Об этом в интервью Minval сообщил заместитель директора Республиканского наркологического центра Ильхам Мамедов, комментируя ситуацию с распространением наркотических средств и психотропных веществ в стране.
— Что должен сделать потребитель наркотиков, куда обратиться, чтобы подключиться к метадоновой терапии?
— Тут речь идет о финансовом положении. Человек тратит на наркотики достаточно много средств, чтобы приобрести дозу. Для этого он должен иметь определенный источник дохода, но поскольку у большинства наших пациентов такого источника нет, они просят деньги у семьи. Некоторым приходится добывать деньги преступным путем. То есть у человека есть потребность, которую он хочет удовлетворить. Но надо понимать, что метадон тоже не каждому прописывается. Для этого должны быть свои условия. К метадоновой терапии мы подключаем трудноизлечимых пациентов. То есть человек должен пройти два полных курса стационарного лечения от наркозависимости. Если и после этого пациент не может справиться с зависимостью, то только после этого мы прописываем ему заместительную терапию. Но и сам пациент, подключающийся к метадоновой терапии, берет на себя ряд обязательств. Он подписывается под тем, что после этого не будет принимать никакой другой наркотик, кроме метадона. Если он нарушает требование, например, его арестовали с другим наркотиком и суд приговорил к сроку, то значит, человек не соблюдал уговор, поэтому он автоматически исключается из метадоновой программы. Однако, если в момент ареста у потребителя был найден метадон в допустимой дозе, то наказывать его за это не накажет. Мы предоставляем этим пациентам специальный сертификат, подтверждающий, что он является участником метадоновой программы.
— Сколько раз в сутки метадон выдается пациенту?
— Раз в сутки. У людей с замедленным обменом веществ, не зависимо от дозы, потребность в метадоне возникает через день, но такое встречается редко. В основном пациенты приходят к нам каждый день.
— Каких положительных результатов удалось добиться в лечении пациентов, получающих заместительную терапию?
— Есть такие люди, которые смогли решить проблемы в семье, устроиться на работу. Эти люди регулярно приходят и получают препарат. Даже коллеги на работе не догадываются, у них есть наркозависимость.
— Есть такое мнение, что метадоновая терапия бессильна. Потребители наркотиков как принимали запрещенные вещества, так и дальше продолжают использовать их.
— Метадоновая программа достаточно эффективная, поскольку многих людей она вернула с неверного пути. То есть человеку больше нет необходимости идти на преступление, чтобы приобрести наркотики. Метадоном человек обеспечивается совершенно бесплатно со стороны государства, что покрывает его ежедневную потребность в опиатах. Однако в последнее время возник другой вопрос — в мире, в том числе и в Азербайджане, распространен сильнодействующий синтетический наркотик метамфетамин. Наша метадоновая заместительная терапия способна удовлетворить лишь потребность в опиатах. К сожалению, большая часть наших пациентов, стали потреблять метамфетамин. Для таких людей метадоновая программа бессмысленна, поскольку эти люди, наряду с метадоном, потребляют также и метамфетамин, то есть они миксуют наркотики.
— Существует ли заместительная терапия для потребителей метамфетамина?
— Нет, на сегодня нет такой терапии, которая бы могла заменить метамфетамин. В медицинской литературе говорится, что метамфетаминовая зависимость в несколько раз сильнее героиновой. В связи с этим в данное время не предусмотрено заместительной терапии для метамфетамина.
— Много ли людей потребляющих метамфетамин в Азербайджане?
— Таких людей достаточно. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, для того, чтобы узнать реальную статистику потребителей наркотиков, необходимо умножить зарегистрированное количество наркоманов в 8–10 раз.
Метадоновая терапия не применяется в местах лишения свободы. Она предназначена для ежедневного снижения потребности в опиатах. От метадона человек не впадает в состояние эйфории. Он вместо поисков наркотиков может свободно заниматься своими повседневными делами. Данная терапия способствует восстановлению социальных связей и социальной реабилитации человека. Если потребитель раз в сутки принимает метадон и больше не «ломает голову» над тем, как приобрести наркотики, значит, терапия создает возможности для возвращения к нормальной жизни, занятию обычными делами. Заместительная терапия реализуется за государственные средства, никаких дополнительных денег с пациентов не требуется.
Но нужно понимать, что метадон сам по себе вреден для человеческого организма. Это наркотическое вещество, имеющее достаточно вредное влияние на внутренние органы человека. Даже в некоторых случаях метадон вреднее героина и поэтому ряд стран отказались от него, а некоторые даже и не начинали реализацию заместительной терапии, например, в России. В свое время Узбекистан отказался от применения метадона. То есть на самом деле метадон не является выходом из положения для потребителей наркотиков.


