Заявления грузинских чиновников сигнал евроструктурам
Icma.az, ссылаясь на Zerkalo.az, передает Заявления грузинских чиновников сигнал евроструктурам.
Интервью # с грузинским экспертом Гией Кучава.
— Протестная волна в Грузии, начавшаяся после проведения осенью прошлого года парламентских выборов, почти сошла на нет. Какие сейчас политические настроения царят среди населения Грузии?
— Я бы не сказал, что протестные акции сошли на нет. Просто маштабы стали меньше, и нет массовых беспорядков. Каждый вечер радикальная оппозиция и её сторонники проводят массовые демонстрации и митинги, после чего мирно расходятся.
Ещё до парламентских выборов 26 октября, я не раз отмечал, что «радикальная оппозиция» готовится не к выборам, а к протестам после выборов.
Представители бывшей власти – Единого национально движения и её осколки никогда не смогут вернуться к власти путем честных выборов. Они это хорошо понимают.
Ещё в начале января один из лидеров «Коалиция за перемены» Ника Мелия признал, что слогану правящей партии «Грузинская мечта» — «Нет войне, выбери мир», оппозиция ничего не смогла противопоставить. Больше, во время эскалации протестов, на митинге один оратор заявила, что после свержения существующей власти они откроют второй фронт против России. Во время митинга протеста в Батуми редактор газеты «Батумелеби» (Батумцы) Мзия Амаглобели ударила полицейского по лицу, после чего была арестована. Оппозиция утверждает, что она политзаключённая. Есть кадры, где чётко видно, как она после словестной перепалки, когда сотрудник полиции отвернулся и решил отойти, Амаглобели за шкирку притягивает его к себе и бьёт по лицу. Перечисленные мною факты оттолкнули от радикальной оппозиции некоторую часть её сторонников.
Надо особо отметить, что грузинское общество, несмотря на старания как правящей «ГМ», так и радикальной оппозиции не двуполюсное, хотя именно так хотят преподнести как радикальная оппозиция, так и правящая партия. Почётный председатель «ГМ» Бидзина Иванишвили ещё задолго до выборов так и сказал – «Середина должна рассосаться». Многие медиа стараются недопустить к широкой аудитории третьи силы, которые не поддерживают ни власть, ни радикальную оппозицию. Хотя, в грузинском обществе есть спрос на появление такой политической силы, которая не была связана ни с орбитой Иванишвили, ни с орбитой Саакашвили.
— На днях Европарламент принял резолюцию, в которой подчеркнул, что правительство «Грузинской мечты» и парламент утратил легитимность. Резолюция также призвала к проведению досрочных парламентских выборов под международным наблюдением. Насколько принятие данной резолюции способно повлиять на внутриполитическую ситуацию в Грузии?
— Ещё за несколько месяцев до парламентских выборов 26 октября из Европарламента были призивы к «ГМ» уступить власть оппозиции, грозя в противном случае не признать итоги выборов. А это не что иное, как попытка надавить на электорат Грузии. Как я отмечал, бывшая правящая партия и её осколки никогда не смогут победить на честных выборах. Бывшая власть использует все свои ресурсы – связи в Европарламенте, услуги лоббистов и влияние чтобы очернить страну.
Ещё до выборов представители радикальной оппозиции утверждали, что нынешние выборы невозможно будет сфальсифицировать, т.к. на 90% участках выборы были по электронной системе. На одном из участков в Марнеули, где выборы проходили по старой системе и была попытка вброса, итоги голосования были аннулированы, а виновные привлечены к уголовной ответственности. Правящая партия не собирается проводить досрочные выборы.
Резолюция Европарламента, во всяком случае на данном этапе, никак не повлияет на внутриполитическую ситуацию. Осенью этого года в Грузии назначены муниципальные выборы. Итоги выборов будут иметь влияние на парламентские выборы 2028 года. Следовательно, я бы порекомендовал оппозиции готовиться к муниципальным выборам, а не требовать досрочных парламентских выборов. Но, учитывая специфику, победа на муниципальных выборах сложнее, чем на парламентских, поэтому радикальная оппозиция и их покровители требуют досрочные парламентские выборы.
— Один из самых популярных в Грузии независимых телеканалов «Мтавари архи» приостановил своё вещание 15 февраля. Что стоит за этим шагом?
— Небольшое уточнение. Телеканал «Мтавари архи» не является независимым телеканалом. Это партийное телевидение. После того как телеканал «Рустави-2», по итогам многих судебных тяжб, в том числе и в Европейском суде, вернули Кибару Халваши, активисты «Единого национального движения» быстро создали телеканал «Мтавари архи» на базе незадолго до этого закрытого телеканала «Иберия».
Надо отметить, что владелец «Иберия» Заза Окуашвили закрытие телеканала объяснил финансовыми трудностями. Хотя через месяц он стал соучредителем «Мтавари архи». Утром 15 февраля зрителям «Мтавари архи» было объявлено, что из-за финансовых трудностей, искуственно созданным соучредителем Заза Окуашвили утренняя программа не может выйти в эфир. Позже «Мтавари архи» сделал второе заявление, в котором было сказано, что на данном этапе в эфир не выйдут информационные программы и программы прямого эфира, т.к. они требуют больших финансов, которых у телеканала на данном этапе нет. Так что, в этом случае нельзя говорить, что программы «Мтавари архи» закрыли по политическим мотивам.
— Премьер-министр Грузии Иракли Кобахидзе в эксклюзивном интервью Euronews заявил, что его страна готова возобновить переговоры о вступлении в ЕС, если Брюссель изменит отношение к Тбилиси. Он уточнил, что у страны на пути стоит «европейская бюрократия», но заверил, что Грузия вступит в ЕС к 2030 году. Раннее Министр иностранных дел Мака Бочоришвили также заявила в интервью Euronews, что Грузия намерена стать частью Евросоюза. Насколько эти заявления представителей правительства Грузии соответствуют реалиям?
— Крупнейшей фракцией Европарламента является Европейская народная партия (ЕРР), куда входят представители радикальной оппозиции Грузии. С их подачи ЕРР инициировала резолюцию, по которому потребовали освободить третьего президента Грузии Михаила Саакашвили. Они также не раз требовали введения персональных санкций против почётного председателя «ГМ» Бидзины Иванишвили, непризнания итогов выборов. Они требовали и признания пятого президента Саломе Зурабишвили законным президентом, хотя срок её полномочии истёк 29 декабря 2024 года. Таким образом, ЕС не признаёт легитимность парламента, правительства и нынешнего президента Михаила Кавелашвили.
За неделю до вышеупомянутого заявления Кобахидзе представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас осудила задержание демонстрантов на акции в Тбилиси и заявила, что «Грузия не оправдывает никаких ожиданий как от страны-кандидата», а в качестве санкционной меры ЕС приостановил безвиз для обладателей грузинских дипломатических паспортов.
Как я упомянул выше, Мзия Амаглобели ударила по лицу полицейского. Согласитесь, за такое в любой цивилизованной и правовой стране мира задержат и представят перед судом. Её никак нельзя назвать политзаключённой, как это утверждает радикальная оппозиция и евробюрократы.
Полагаю, что эти заявления грузинских чиновников — сигнал евроструктурам о готовности официального Тбилиси к нормализации отношении между ЕС и Грузией.

