Зеев Ханин: Полагаю, что у Гаджиева и Нетаньяху было о чем поговорить
Icma.az, ссылаясь на Zerkalo.az, отмечает Зеев Ханин: Полагаю, что у Гаджиева и Нетаньяху было о чем поговорить.
Интервью # c израильским политологом Зеевом Ханиным.
— Помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев за последнее время дважды посетил Израиль. Что стоит за этими визитами на ваш взгляд?
— Понятное дело, что помощник президента Азербайджана Ильхама Алиева Хикмет Гаджиев прибыл в Израиль для того, чтобы договариваться о деталях дальнейшего развития двухстороннего стратегического партнерства. Совершенно очевидно, что Азербайджан, который, кстати получил существенную долю в разработке газовых месторождений на морском шельфе Израиля, достаточно тесно вовлекается в ключевые сферы израильской экономики. Этот факт в некотором смысле является частью партнерства в системе национальной безопасности двух стран.
Азербайджанская нефть, которая поставляется в Израиль, транспортируется через Грузию, а потом по турецкой территории. Президент Турции Реджеп Эрдоган известен своими антиизраильскими высказываниями. Ильхам Алиев несколько раз пытался убедить Эрдогана снизить уровень конфронтации между Турцией и Израилем. Он также стремился, чтобы Турция пошла на примирение с Израилем, и это происходило. Баку удавалось решить эту проблему до тех пор, пока Эрдоган не взрывал эту ситуацию изнутри. После седьмого октября 2022 года Эрдоган заявил о том, что он вводит санкции на торговые отношения с Израилем и на поставки значительного спектра израильских товаров.
Но тем не менее, азербайджанская нефть в Израиль поступала через турецкую территорию. И немалую роль в этом сыграл Ильхам Алиев, который смог убедить своего близкого партнера Эрдогана в том, что коль он заинтересован в том, чтобы Турция стала хабом по поставке энергоносителей из Южного Кавказа, Ближнего Востока и Центральной Азии, то для этого ему нужно прекратить или снизить уровень антиизраильских заявлений. И действительно в последнее время мы видим, что антиизраильская риторика руководства Турции несколько снизилась, хотя не исключено, что новая волна нас ждет впереди.
В целом же, мы понимаем, что для Израиля важно партнерство с тюркским миром, и Азербайджан здесь играет достаточно серьезную роль, не говоря уже о двухстороннем оборонном партнерстве. Так что я полагаю, что у Хикмета Гаджиева и Биньямина Нетаньяху было о чем поговорить.
— Центр стратегических исследований Бегин-Садат опубликовал доклад, который вы написали в соавторстве, под названием «Как эффективно вовлечь Азербайджан в региональные планы Трампа и интересы Израиля: практические рекомендации». В докладе указывается, что Израиль и произраильские силы в США должны активно выступать за включение Азербайджана в американо-израильское региональное развитие, инвестиции и технологическое партнерство с целью полноценного использования преимущества Азербайджана в рамках новой архитектуры «Большого Ближнего Востока». Насколько создание геополитической оси США-Израиль-Азербайджан имеет под собой реальные основания?
— В этом докладе мы в соавторстве с моим коллегой пытаемся рассмотреть опцию расширения Соглашения Авраама, не только распространение их на арабские страны, которые не имеют сегодня дипломатических отношений с Израилем, прежде всего Саудовская Аравия, что станет триггером, так сказать, обвального признания Израиля и установления дипотношения со стороны не только остальных арабских стран саудовского блока, но и вероятно не арабских мусульманских государств.
Но речь в данном случае идет о возможности их присоединения к этим соглашениям, которые, так сказать могут приобрести также характер стратегического альянса, также и страны, у которых с Израилем есть довольно тесные отношения.
Азербайджан здесь находится первым в списке. Я могу сказать, что дальше вполне вероятно это может означать присоединение Индии, некоторых других государств и это уже будет совершенно другой расклад, в котором Азербайджан и Израиль вместе с Саудовской Аравией, разумеется при покровительстве США, смогут играть немалую роль как стратегические партнеры на основе совместных вызовов и угроз со стороны Ирана.
— На недавней встрече в Израиле премьер-министра Биньямина Нетаньяху и госсекретаря США Марко Рубио они заявили о решимости не допустить получения Ираном ядерного оружия и ослабить его влияние в регионе. Не говорит ли это о том, что США и Израиль договорились о силовом сценарии против Ирана?
— На сегодняшний день в Вашингтоне настроены, по крайней мере Дональд Трамп об этом говорил не раз, на то, чтобы договориться с Тегераном и подписать некое ядерное соглашение, которое будет без тех или с минимумом тех дыр, о которых высказывался в первую свой каденцию Трамп, когда он критиковал соглашение продавленное президентом Бараком Обамой в 2015 году.
Так что, прежде всего, они готовы дать шанс дипломатическому решению проблемы, но если это не получится, то надо полагать, что предложения по силовому сценарию уже лежат на столе президента США. Другое дело — это пока только угроза, чтобы подвигнуть Тегеран снизить уровень риторики и дипломатических манипуляций. Или же оба варианта решения проблемы в Белом доме рассматриваются практически одинаково. Что выберут США станет известно уже в ближайшее время.

