Жером Ламбер: Франция должна работать бок о бок с Азербайджаном
Согласно сайту Minval, передает Icma.az.
Обозреватель издания EU Reporter Дерья Сойсал в субботу взяла интервью у бывшего члена Национальной ассамблеи Франции, почётного члена парламента и президента Ассоциации друзей Азербайджана Жерома Ламбера, чтобы обсудить позицию Франции по отношению к Азербайджану. Minval публикует интервью полностью.
Minval приводит интервью целиком:
— Почему вас интересует проблема Южного Кавказа и Азербайджана в частности?
— Мой интерес к ситуации на Южном Кавказе имеет давнюю историю. В Национальной ассамблее в составе Комитета по европейским делам я изначально отвечал за мониторинг политики соседства ЕС, что привело меня к изучению и пониманию истории и текущих дел этого региона мира. Моя первая поездка в Азербайджан состоялась около двенадцати лет назад по случаю заседания Парламентской ассамблеи Всемирного банка, проходившего в Баку.
— Как бы Вы объяснили международную позицию по отношению к Азербайджану? Существует ли двойной стандарт?
— Ко мне обратился председатель Парламентской группы дружбы Франция-Азербайджан, который искал депутатов, заинтересованных в развитии двусторонних отношений с этой страной. Я присоединился к Группе дружбы и, таким образом, начал проявлять более пристальный интерес к Азербайджану.
С самого начала я был удивлен критикой, которую мой интерес вызвал у некоторых коллег, придерживающихся предвзятых представлений об Азербайджане, главным образом из-за конфликта с Арменией.
Конечно, я был осведомлен об исторической ситуации, но в то время я понятия не имел, что здесь, во Франции, – в Национальном собрании и средствах массовой информации – были группы давления, напрямую вмешивающиеся в поддержку политических позиций Армении.
Простое проявление интереса к Азербайджану показалось некоторым подозрительным, чего я не ожидал и не принимал, поскольку я никоим образом не был стороной конфликта. Это враждебное отношение не только не обескуражило меня, но и укрепило мою решимость узнать больше об Азербайджане. Эта страна, которую я сначала не знал, быстро показалась мне уникальной. Азербайджан, расположенный на окраине бывшей советской империи, на границе с Ираном и Арменией, является страной, открытой для сложных условий.
Преимущественно мусульманское общество, в основном шиитское, но с сильным светским и толерантным духом, Азербайджан создал общество со многими особенностями. Вскоре я понял, что резкая критика в адрес Азербайджана со стороны некоторых была связана исключительно с конфликтом с Арменией. Ее сторонники использовали свое влияние, чтобы попытаться дискредитировать Азербайджан в глазах французской общественности.
Наблюдая за тем, что я считал неоправданной ситуацией, я решил работать над поддержанием хороших отношений между Францией и Азербайджаном во всех областях, как это было с момента установления дипломатических отношений, сразу после провозглашения независимости. С таким мышлением я присоединился к Ассоциации друзей Азербайджана, которую в то время возглавлял мой бывший коллега Жан-Франсуа Мансель.
Работая в тесном сотрудничестве с ним, четыре года назад он попросил меня занять пост президента Ассоциации. Я с радостью согласился, надеясь решительно продолжить работу, начатую в отношении Азербайджана. В то время никто из нас не предполагал, что конфликт, приведший в начале 1990–х годов к оккупации армянскими войсками почти 20% территории Азербайджана, вступит в новую фазу, когда Азербайджан восстановит свою территориальную целостность, признанную международным правом.
— Как бы вы охарактеризовали ситуацию в регионе после окончания армяно-азербайджанского конфликта и возвращения Азербайджаном оккупированных территорий?
— Этот конфликт закончился три года назад, но он вновь вызвал во Франции сильное негодование армянской диаспоры по отношению к Азербайджану. Армянские ассоциации, структурированные как настоящие лобби, начали кампанию по дискредитации хороших отношений, которые Франция естественным образом поддерживала с Азербайджаном.
В этот послевоенный период, чем больше первоначально трудный диалог между Арменией и Азербайджаном открывал путь к миру, тем больше армянские ультранационалисты, действующие во Франции, усиливали свою враждебную риторику против Азербайджана.
В целом, такова ситуация и сегодня во Франции, где мы постоянно сталкиваемся с нападками и провокациями против Азербайджана и его лидеров. Эта критика основана не на разуме, а на страсти, которая быстро переходит в фанатизм, далекий от реалий на местах, где граждане обеих стран сейчас стремятся к прочному миру и видят будущее сотрудничества, как нам удалось достичь в Западной Европе после десятилетий вооруженных конфликтов.
После окончания конфликта и восстановления территориальной целостности в Азербайджане активно стремились к стабильности в отношениях с Арменией. Обе стороны заинтересованы в прекращении конфликта, чтобы работать в направлении экономического развития. Результатом мирных переговоров стал проект соглашения, который готов к подписанию.
Однако ссылка в Конституции Армении, которая претендует на Карабах, создает трудности. Тем не менее, помимо исторических текстов, теперь все должно основываться на взаимном доверии между этими двумя народами. Внесение поправок в конституцию не всегда является легким процессом, поскольку суверенным народом всегда можно манипулировать.… Это препятствие должно быть преодолено спокойно и мирно. Поэтому есть надежда, что последние препятствия на пути к установлению мира вскоре будут устранены.
— Является ли Азербайджан надежным и важным партнером для ЕС?
— Находясь на краю Европы, на перекрестке цивилизаций и культур, Азербайджан и его окрестности имеют как никогда важное стратегическое значение для стабильности нашего континента. Именно в стремлении к этой стабильности и развитию Франция и Европа должны продолжать работать бок о бок с Азербайджаном.
Азербайджан, безусловно, является надежным партнером ЕС. Это стабильная, современная нация с неоспоримыми экономическими активами. Его геостратегическое положение также должно способствовать региональной стабилизации. Следует отметить, что, за исключением Франции, где большая диаспора армянского происхождения часто участвует в клеветнических кампаниях — наши европейские партнеры проводят полностью сбалансированную политику в отношении Азербайджана. Я надеюсь, что Франция последует примеру остальной Европы.


