Icma.az
close
up
AZ
Menu

На войне погиб экс режиссер Орла и Решки

Умер актер из сериала Улицы разбитых фонарей

Мост Гаджи Ахмеда находится на грани разрушения

Это наша земля, и мы здесь стоим : украинские военные отвергают мирный план США

Посол: Зангезурский коридор может открыть новые энергетические перспективы Minval Politika

Сын Рамиза Мехтиева освобожден от занимаемой должности

ЦИК объявила предварительных лидеров на парламентских выборах в Кыргызстане

Индия хочеть заключить с Россией крупную сделку

Какие травмы колена чаще встречаются у мужчин?

В Азербайджане расширен круг лиц, имеющих право пользоваться VIP залами в аэропортах

Игра вышла из под контроля: подросток серьезно пострадала в развлекательном центре Баку

Джамиля Гасанлы не выпустили из страны… И вызвали в СГБ

The Moscow Times: Россия сравнялась с Африкой по распространению ВИЧ

В Париже крыса забежала в прилавок с хлебом ВИДЕО

Ермак встречался с Зеленским после увольнения

Гарегин Второй инициировал встречу по вопросам внутрицерковного уклада Minval Politika

Серия А: исход матча Рома Наполи решил один гол

Официальные лица США провели встречу с украинской делегацией ОБНОВЛЕНО

Айхан Аббасов: Соперник свободен в изъявлении своих эмоций, но не так. Илич признал ошибку

Картографическая рабочая группа тюркских государств соберется в Баку

ААЦ как политический некроманс, или Почему дашнаки молятся на Лубянку ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ААЦ как политический некроманс, или Почему дашнаки молятся на Лубянку ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Vesti.

В армянской политике снова всплыло «сакральное» – Армянская Апостольская Церковь (ААЦ). Вокруг нее теперь крутится не только внутренняя борьба, но и диаспорные страсти.

И самое забавное: сколько бы ни кричали о «защите веры» и «спасении идентичности», по факту и парижские дашнаки, и ереванские оппозиционеры старательно подталкивают Армению обратно под крыло России – кто из Лиона и Парижа, кто прямо из Еревана.

Кампания против ААЦ, запущенная Никола Пашиняном, давно превратилась в отдельный фронт. Аресты архиереев, взаимные обвинения в заговоре и «узурпации власти», громкие уголовные дела против церковных иерархов – все это уже описывают международные агентства как открытую войну правительства с Церковью, разворачивающуюся на фоне подготовки к очередным выборам и давлении извне по поводу мирного соглашения с Азербайджаном.

На этом фоне в информационное поле выходят два характерных персонажа – представитель французской диаспоры, дашнак Мурад Папазян, и местный оппонент Пашиняна, глава организации «Национальная единая Армения» Геворг Багратуни. Оба говорят якобы о судьбе Церкви и «армянской идентичности».

Но если прислушаться, сквозь пафос отчетливо слышен один и тот же припев: Армения должна снова сделать ставку на Москву, церковь – превратить в политический штаб, а любую попытку вытащить страну из этого замкнутого круга объявить «предательством».

Полупридушенные конвульсии диаспорного реваншизма

Мурад Папазян, член бюро АРФ «Дашнакцутюн» и сопредседатель Координационного совета армянских организаций Франции, очень громко возмущен «кампанией властей Армении против Армянской Апостольской Церкви». Он уверяет, что в диаспоре никто это не поддерживает, что «миссия Пашиняна – ослабить Армению и расколоть общество», что Церковь стала «очередной мишенью» премьера, который якобы хочет контролировать назначение католикоса и подчинить Церковь своим политическим целям.

Звучит драматично: диаспора – за веру, за нацию, против «безответственной и недальновидной политики». Но проблема в том, кто именно это говорит.

Папазян – не абстрактный «верующий армянин». Это прожженный дашнак, многолетний участник диаспорных кампаний против любой попытки Армении договариваться с соседями. Именно он стоял за акциями, в ходе которых Пашиняна в Париже облили всем, чем могли. 

Напомним, Папазян был одним из организаторов нападения на автоколонну делегации премьер-министра в ходе его визита во Францию 1 июня 2021 года. Участники нападения бросали в сторону колонны различные предметы. Обстановку удалось нормализовать только усилиями французской полиции. Сведения об этом были опубликованы в ряде СМИ, а видео распространено в Интернете. Persona non grata объявлены и остальные участники нападения. После этого в 2022 году дашнака просто не пустили в Армению и развернули в аэропорту.

Дальше – еще интереснее. Папазян подал в суд, долго возмущался, обвинял Пашиняна в расколе между Арменией и диаспорой, а в итоге Административный суд Еревана обязал спецслужбу убрать его из «черного списка». Уже потом французский президент Эмманюэль Макрон демонстративно сделал ставку именно на него: во время торжественного ужина в Елисейском дворце Папазян и его соратник Ара Торанян были представлены как ключевые представители армянской общины Франции, и Макрон буквально втолкнул Пашиняна в контакт с ними, объяснив, что Париж собирается разговаривать не с теми, кто удобен Еревану, а с теми, кто удобен французской политике.

То есть «мученик» Папазян, которого Ереван когда-то не пустил в страну, сегодня выступает не только как защитник Церкви, но и как точка опоры для французской внешней игры вокруг Армении – игры, в которой интересы Еревана вполне могут быть принесены в жертву реваншистским настроениям диаспоры.

Послушаем, однако, что он говорит не только о Церкви, но и о геополитике. В одном из интервью Папазян честно признал: сколько бы ни были «теплыми и хорошими» отношения с Францией, в случае агрессии никто французские войска в Армению не отправит. Париж, максимум, чуть-чуть усилит поддержку. Следовательно, Армении, по его словам, нужно восстановить отношения с Россией, прекратить превращать ее из союзника во врага и вернуться в привычный формат зависимости от Москвы.

Сплошная откровенность:  кладите все яйца в старую корзину – российскую, а вся эта борьба за Церковь – удобный инструмент, чтобы мобилизовать общество против курса Пашиняна на мир с Азербайджаном и Турцией и на дистанцирование от Москвы.

Историческая справка лишь подчеркивает эту картинку. «Дашнакцутюн» создавалась в конце XIX века как проимперская сила, ориентированная на Россию в противовес более прозападным армянским партиям. В позднесоветский период значительная часть зарубежной структуры партии, по признаниям российских перебежчиков, находилась под плотным контролем спецслужб. Если сегодня Франция открыто делает ставку на дашнаков, а дашнаки – на восстановление «стратегических отношений» с Россией, то вопрос «на чью мельницу льется вода» снимается сам собой.

Все остальное – эмоции, полупридушенные диаспорные конвульсии, которые выдают себя за «борьбу за Церковь».

Багратуни: церковь как банк ДНК и страшилка про «врагов»

Местный «ответ» Папазяну – Геворг Багратуни, глава общественной организации «Национальная единая Армения». Он почти слово в слово повторяет диаспорный рефрен: диаспора якобы не поддерживает кампанию против Церкви, Церковь – «важнейшее звено сохранения идентичности», а Пашинян хочет подчинить ее своим политическим целям.

Дальше Багратуни переходит к чистой мифологии:

- Церковь – единственный институт, который веками сохранял нацию;

- в диаспоре именно церковь «сохраняет армянство»;

- Алиев и Эрдоган якобы боятся Армянской Апостольской Церкви, иначе давление после высказываний католикоса по Карабаху не было бы таким сильным;

- Церковь «представляет угрозу для врага».

Получается не церковь, а какой-то «переносной банк крови»: идентичность хранится не в культуре, не в литературе, не в музыке, не в нормальных отношениях с соседями, а в жертвоприношениях, застенчивых политических проповедях и постоянных претензиях на чужие земли.

Если Церковь – единственный «институт сохранения нации», то что тогда со всеми остальными – от композиторов и писателей до простых людей, которые просто хотят жить без войны? Они кто – статисты при алтаре?

Особенно комично утверждение, что лидеры Азербайджана и Турции «боятся» ААЦ. Если бы страх был хоть отдаленно похож на правду, в центре Баку не сохранили бы армянскую церковь даже при отсутствии прихожан, не создали бы библиотеку армянских книг и рукописей под официальным покровительством государства. Турция, которая, по логике Багратуни, должна трястись от страха перед ААЦ, стала домом для сотен тысяч армян, с их церквями и школами.

Настоящий «враг» боится и выжигает все под корень. А здесь – парадокс: Баку и Анкара, как ни крути, демонстрируют, что не ведут войну с армянской культурой как таковой.

Зато фантомный «враг», о котором любит говорить Багратуни, работает совсем иначе: он хочет, чтобы Армения навсегда застряла в роли зависимого, бедного, управляемого извне форпоста, который живет не своим будущим, а чужими воспоминаниями о «великой истории». Для такого заинтересованного «друга» удобно, когда любая критика Церкви или попытка развести религию и политику объявляется «ударом по идентичности».

В этом смысле словарь Багратуни опасно близок к словарю российского пропагандистского конвейера: любая светская реформа, любая попытка укрепить государство за счет гражданской, а не клерикальной идентичности, подается как атака на «священное». Это прямая дорога к тому, чтобы и Армения, как многие постсоветские страны, застряла между слабым государством и всевластными кланово-религиозными структурами.

Где здесь Армения, а где – «проекты» Москвы и Парижа

Если отбросить густой флер религиозных и диаспорных эмоций, изображение становится предельно простым.

Мурад Папазян из Парижа и Геворг Багратуни из Еревана, каждый на своем уровне, делают одно и то же: усиливают позицию Церкви как политического субъекта, а не духовного института; мобилизуют против Пашиняна все, что еще можно мобилизовать – от обид диаспоры до ностальгии по «исторической Армении»; агитируют против курса на мир с Азербайджаном и Турцией, против демаркации границы, против отказа от территориальных иллюзий; в конечном счете подталкивают страну к простой мысли: «Запад нас не спасет, значит, надо вернуться под российский зонтик».

Франция в этой схеме играет собственную игру. Формально Париж говорит о демократии и правах человека, но де-факто делает упор на наиболее радикальные и громкие круги диаспоры – те же дашнакские структуры, исторически тесно завязанные на Москву. Тем самым французская политика не столько «выдавливает Россию» из Армении, сколько создает новые точки входа для старого влияния – через диаспору, через церковные и реваншистские сети.

Внутриполитическая нервотрепка с религиозным антуражем вполне может тянуться до выборов – громкие заявления, митинги возле монастырей, аресты священников, резкие проповеди о «предательстве». Каждое такое заявление будет вспышкой – яркой, но короткой, больше похожей на судорогу, чем на осмысленную стратегию.

Да, определенной части общества не нравится то, что происходит в Армении. Но прекрасно понятно, какие именно слои это ядро составляют: кланы и группы, тесно связанные с Россией и зависимые от ее политического и финансового ресурса.

Время этих проектов заканчивается. Поезд ушел. Можно еще долго бегать по перрону, размахивая иконами и портретами католикоса, кричать про «предательство» и «нападение на Церковь», грозить проклятиями Пашиняну и его сторонникам. Но от этого не появится ни новая армянская армия, ни полноценная система безопасности, ни экономика, способная жить без внешнего донора.

У этой диаспорно-церковной мертвечины нет будущего. Не потому, что Церковь как таковая обречена, а потому, что сделанный из нее политический кружок – от дашнакских офисов в Париже до громких оппозиционеров в Ереване – предлагает Армении только одно: вечное прошлое под чужим контролем. Может, пора заканчивать с этим передвижным театром?

Для получения более подробной информации и свежих новостей, следите за обновлениями на Icma.az.
seeПросмотров:53
embedИсточник:https://vesti.az
archiveЭта новость заархивирована с источника 02 Декабря 2025 14:01
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас

На войне погиб экс режиссер Орла и Решки

01 Декабря 2025 23:10see349

Умер актер из сериала Улицы разбитых фонарей

30 Ноября 2025 16:34see299

Мост Гаджи Ахмеда находится на грани разрушения

30 Ноября 2025 18:17see232

Это наша земля, и мы здесь стоим : украинские военные отвергают мирный план США

30 Ноября 2025 20:35see173

Посол: Зангезурский коридор может открыть новые энергетические перспективы Minval Politika

30 Ноября 2025 18:44see155

Сын Рамиза Мехтиева освобожден от занимаемой должности

01 Декабря 2025 16:14see153

ЦИК объявила предварительных лидеров на парламентских выборах в Кыргызстане

30 Ноября 2025 21:09see150

Индия хочеть заключить с Россией крупную сделку

30 Ноября 2025 19:43see149

Какие травмы колена чаще встречаются у мужчин?

01 Декабря 2025 08:30see148

В Азербайджане расширен круг лиц, имеющих право пользоваться VIP залами в аэропортах

01 Декабря 2025 17:34see140

Игра вышла из под контроля: подросток серьезно пострадала в развлекательном центре Баку

01 Декабря 2025 13:35see137

Джамиля Гасанлы не выпустили из страны… И вызвали в СГБ

30 Ноября 2025 15:11see131

The Moscow Times: Россия сравнялась с Африкой по распространению ВИЧ

01 Декабря 2025 16:35see130

В Париже крыса забежала в прилавок с хлебом ВИДЕО

30 Ноября 2025 14:45see130

Ермак встречался с Зеленским после увольнения

01 Декабря 2025 13:35see127

Гарегин Второй инициировал встречу по вопросам внутрицерковного уклада Minval Politika

01 Декабря 2025 18:46see126

Серия А: исход матча Рома Наполи решил один гол

01 Декабря 2025 02:31see125

Официальные лица США провели встречу с украинской делегацией ОБНОВЛЕНО

01 Декабря 2025 00:47see121

Айхан Аббасов: Соперник свободен в изъявлении своих эмоций, но не так. Илич признал ошибку

01 Декабря 2025 14:10see121

Картографическая рабочая группа тюркских государств соберется в Баку

01 Декабря 2025 17:48see120
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня