Icma.az
close
up
AZ
Армения ЕАЭС ЕС: вольному воля, но не обернется ли она кабалой

Армения ЕАЭС ЕС: вольному воля, но не обернется ли она кабалой

К благоглупостям Никола Пашиняна пора бы уже привыкнуть. Но, все же, всякий раз удивляешься его вербальщине – и впрямь ли он такое сморозил? На сей раз премьер РА с апломбом предложил Евразийскому экономическому союзу ДОКАЗАТЬ, что для Армении членство в нем «лучший вариант», чем членство в Евросоюзе. И при том, что уже к середине февраля парламент республики намерен утвердить закон о начале вступления Армении в ЕС, от статуса содержанки ЕАЭС и особенно – России, в Ереване не отказываются. Но прокатит ли такая полигамия в обоих союзах, и чем пристрастие к ней может закончиться для РА?

Многовекторность во внешней политике – дело отнюдь не дурное, однако при условии сохранения суверенитета страны и не наступления ею на остро заточенные грабли. И если страна мала, слаба, не самодостаточна, географически уязвима и прочее «недо», ей в ее же интересах стоит обходить эти самые «грабли» и «минные поля» как в военно-политическом, так и торгово-экономическом плане, чего Армения не делает, избрав путь в никуда и встав на стезю шантажа, хамских выпадов в адрес более сильных, во всех отношениях, стран и объединений, помогающих ей как в плане обеспечения безопасности, так и торгово-экономического развития.

На самом излете прошлой недели премьер-министр Армении Никол Пашинян вновь прокололся, на сей раз оскорбив Евразийский экономический союз, действующим членом которого является и РА наряду с Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном.

Заметим, что ЕАЭС – далеко не формальное объединение, и за его счет (особенно – российский) Армения кормится и выживает. Поэтому любопытно б знать истинную реакцию на вербальщину зарвавшегося Пашиняна президентов государств, входящих в ЕАЭС, а особенно – Александра Лукашенко, не слишком церемонящегося с армянским премьером.

Последний же прокомментировал намерение Армении дней через десять принять закон о начале процесса вступления республики в Евросоюз. «Принятие закона не означает членства Армении в ЕС. Это означает, что много граждан Армении считают ЕС лучшим вариантом, чем Евразийский экономический союз. И у ЕАЭС есть выбор — доказать это или попытаться доказать обратное, что именно ЕАЭС лучший вариант», — заявил Пашинян.

Он также подчеркнул, что у России есть (оказывается!) определенная обеспокоенность процессами, связанными с законопроектом по присоединению Армении к ЕС. «Определенная обеспокоенность позицией и политикой РФ есть и у нас, — признал Пашинян. — … Но наш диалог, наши отношения никогда не были и не будут на языке угроз. … Мы сделаем все, чтобы партнерские отношения сохранялись, но никто не может отрицать право наших граждан на выбор».

Между тем руководство РФ не раз заявляло, что рассматривает законопроект о вступлении Армении в Евросоюз как начало выхода республики из ЕАЭС, соответственно, будет выстраивать свою экономическую политику в отношении Армении с учетом этого обстоятельства. А глава МИД России Сергей Лавров прямо заявил, что членство Армении одновременно в ЕС и ЕАЭС – невозможно.

Теперь же, в соответствии с пашиняновской «политической философией», от ЕАЭС требуются доказательства, что он «лучше ЕС». По сути, скопом броситься «доказывать» Пашинян предписал таким политическим зубрам как Путин, Лукашенко, Токаев — не в обиду Жапарову, имеющему меньший опыт в государственных и межгосударственных делах, однако набирающий его весьма стремительно.

Прежде чем определиться — что есть служить, а что – прислуживаться, заметим, что, согласно результатам социологического исследования, проведенного в РА армянским представительством GALLUP International Association, 55% опрошенных положительно относится к одобренному правительством Армении законопроекту о вступлении республики в Евросоюз.

Полностью положительным это «начинание» видится 23% опрошенных, скорее положительным — 31,9%. Скорее отрицательно к нему относится 12% респондентов, полностью отрицательно — 19,3%. Затруднились ответить 13,8% опрошенных. При этом 51% верит в то, что в предстоящие 10 лет Армения станет членом ЕС, а 40% в это не верит.

Кроме того, 27% респондентов считает, что стремление Армении стать членом ЕС и подписанная с США хартия о стратегическом партнерстве повысят уровень безопасности республики, а 24,2% придерживается мнения, что, напротив, — для страны будут созданы новые риски.

Армения, разумеется, вольна определять себе любые внешнеполитические и иные приоритеты, но и ЕАЭС тоже вправе указать ей на дверь и предупредить своего «партнера» о том, что начало процесса его вступления в Европейский союз означает и начало выхода из ЕАЭС, о чем вполне определенно заявил вице-премьер России Алексей Оверчук. И добавил: «Те, кто утверждают, что можно найти какие-то решения, мягко говоря, вводят армянский народ в заблуждение. … Открытие рынков с ЕС будет означать закрытие рынка ЕАЭС для Армении. … Никто не должен питать иллюзий».

Но Пашинян делает вид, что питает, и даже имеет наглость требовать от четырех стран блока каких-то «доказательств» его предпочтительности для Армении в условиях, когда объем ее торговли с Евразийским экономическим союзом в прошлом году составил более 12 млрд долларов, то есть в разы больше, чем с ЕС. Причем, торговля с последним у Армении сокращается, а с ЕАЭС – растет из года в год.

Армения, навязывая себя Евросоюзу, который такое навязывание поощряет и даже инициирует, потеряет практически все – как в торгово-экономическом, финансовом отношениях, так и в политическом не без компонента безопасности. Ясно также, что, во-первых, Евросоюз принимать Армению в свою «семью» — не намерен, равно как и вытягивать республику из ее же болота, кормить-поить, освещать-обогревать и обеспечивать безопасность: таких обещаний Еревану он не давал и не даст.

В таком случае, чем объясняется постановка Пашиняном череды дешевых шоу? Он, вероятно, не склонен разделять максиму Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться тошно». То есть предвестником «нового человека», выведенного Александром Грибоедовым в его стихотворной комедии «Горе от ума», революционный армянский премьер не стал – даже с поправками на век ХХI, не слишком восприимчивый к таким извечным понятиям как честь, свободолюбие, патриотизм.

Пашинян торгуется с Москвой, требуя от нее все больших благ, и для торга закон о начале процесса присоединения Армении к ЕС, ажиотажно подписанное с уходящим госсекретарем Блинкеном соглашение о стратегическом партнерстве между РА и США, которое вполне может заваляться в «долгом ящике» новой администрации президента Трампа, вакханалия с ОДКБ видятся ему выигрышными.

Но о каком джекпоте для Армении может идти речь, когда ей грозит потеря 80% экспортного рынка (преимущественно – российского), кратный рост цен на электроэнергию и энергоносители (покупайте, ребята, газ по 500 долларов за тысячу кубометров вместо нынешних 165 в американской «зелени»), товары широкой номенклатуры; значительное сокращение рабочих мест; невозможность получить в России патент на работу; сокращение денежных переводов из РФ в РА, возросших с 1 млрд долларов до 3,5 млрд долларов в год.

Впору вспомнить истерику Пашиняна в 2023 году, когда армянский коньяк не допустили на российский рынок. Революционный премьер тогда твердил, что Армения является членом ЕАЭС, и никаких торговых барьеров у нее быть не должно. К слову, даже если качество коньяка не соответствует стандартам рынка Евразийского экономического союза?  И если рынок «четверки» для Армении закроется, или в отношении ее экспорта будут введены стандартные тарифы (ныне действуют большие преференции), бежать жаловаться в «вышестоящие инстанции», включая арбитражный суд ЕАЭС, Пашинян уже не сможет.

В связи со всем вышесказанным (а сказано далеко не все), возникает риторический вопрос: возместит ли Запад Армении колоссальные убытки с потерей ею рынка ЕАЭС в обмен на выход из блока, а с ним – и из ОДКБ, обещанным республике «пакетом» ЕС и США на общую сумму немногим более 340 млн евро?

Во-вторых, «маленькая, но гордая страна», зажатая между Грузией, Ираном, который, кстати, со всеми на то основаниями весьма подозрительно и настороженно относится к армянскому «западничеству»; «враждебными» Азербайджаном и Турцией; не имеющая выхода к морю, и в контексте – еще и безопасности, — завязанная на пятой стране – России, с которой и общей-то границы нет, выпадет из региональных геополитических и геоэкономических процессов.

Причем, по собственной же вине: отношения с соседним Ираном, часто выручавшим Армению, включая открытие для нее транзитного пути для поставок вооружений, она, в итоге, не выстроила своим бестолковым, но крайне опасным агрессивным «западничеством», угрожающим безопасности (границу ИРИ со стороны РА мониторит западный развед-контингент, окопавшийся и растущий также на границе с Азербайджаном).

То есть Армения совершенно одинока в регионе, государства которого считают приоритетным суверенный путь развития, а не трансформацию в плацдарм противостояния Запада с теми же Россией и Ираном, разборок с Азербайджаном, Турцией, не исключено — и с Грузией по тяжелейшему украинскому сценарию, не говоря о ближневосточном.

Словом, несмотря на то, что между государствами региона наличествуют или могут быть некоторые трения, в целом он склонен к взаимодействию с соседними странами и отстаиванию суверенных прав, и из этой общей «схемы» Армения практически выпала.

Что касается примеров, которые Армения не взяла на вооружение. Будучи кандидатом в члены ЕС, имея «на руках» соглашение о стратегическом партнерстве с США, Грузия сильно пострадала и от Брюсселя, и от Вашингтона, отказавшись от открытия второго фронта против России, от проведения в жизнь тех западных «ценностей», которые входят в противоречие с ее традиционными ценностями и суверенными устремлениями.

В итоге ЕС и США заморозили свои контакты с правительством Грузии, активно стимулируют через оппозиционные партии и неправительственный сектор свержение легитимной власти страны, которую они «не признают» в качестве таковой, и даже ввели против ее представителей санкции.

Армения не сделала выводов ни из грузинской эпопеи, ни из украинской, не вполне понимая (или прекрасно осознавая?), что любое ее сопротивление диктату Брюсселя и – не исключено, США – будет караться по всей «западной строгости» несмотря на то, что Евросоюз не зовет и не позовет к себе Армению в качестве полноправного члена «европейской семьи», однако ограничивать ее телодвижения как во внутренней политике, так и во внешней – будет непременно. Собственно, делает она это уже сейчас.

Армения приблизилась к точке невозврата – причем, место имеет форсирование соответствующего процесса. При этом она цепляется за ЕАЭС и его преференции; хоть и скрытно – за ОДКБ, в противном случае она бы уже вышла из этой организации. Причина – боязно, это раз. То же – с ЕАЭС. И в 2026 году (это два) в Армении состоятся парламентские выборы, и партия Пашиняна их определенно продует, если до того Армения погрузится в темноту, холод, войну, к которой ее активно стимулирует обозленный на Азербайджан Евросоюз, точнее, нынешнее брюссельское начальство.

Пашинян сейчас пытается выслужиться не только перед Западом, набрать голоса желающих тесной смычки Армении с «продвинутыми» ЕС и США, но и голоса тех, кто панически боится разрыва отношений Еревана с Россией, Ираном, ЕАЭС, ОДКБ, войны с Азербайджаном.

Однако подобная стахановская многостаночность Пашиняну определенно не под силу – впрочем, не ему одному. А это означает, что Пашинян пытается заручиться (ежели что) мандатом неприкосновенности Запада.

Но – и это гораздо серьезнее – безумства армянского премьера грозят республике системным кризисом, всеохватным и многоаспектным. А вот выбраться из него Армении никто не поможет – уж слишком она — как государство – малозначительна, и важна для Запада только в качестве территории влияния на страны региона, их контролирования (включая Азербайджан и республики бассейна Каспия), противостояния им и подрыва их суверенитета и безопасности.

Ну и, естественно, для этого подготовлена «хорошая» основа – Армения стала для региона шпионским «гнездом»: ведь неслучайно на ее территории (и уже давно) расположено второе по величине посольство США в мире. Это, заметим, в республике с 2,5-миллионным населением, в 11 тысячах километров от символа Америки — Статуи Свободы. А неподалеку – российская военная база.

Забавно? Не очень, имея в виду еще и то, что на границе Армении с Азербайджаном «пасется» так называемая гражданская наблюдательная миссия Евросоюза, официальная численность которой – 165 человек, в поте лица своего вкалывающих с целью «снижению числа инцидентов в приграничных и пострадавших от конфликта районах Армении, уменьшения рисков для местного населения и поддержки нормализации армяно-азербайджанских отношений на местах». Кстати, в числе европейских трудяг, ведущих наблюдение за Азербайджаном без согласия Баку, есть один представитель Канады.

Собственно, на то и нужна Западу «разновекторная» внешняя политика Пашиняна. Но нужна ли она в имеющемся виде Армении – как государству, — ее народу, не говоря уже о регионе в его относительно широком понимании?

Вот так начинаются войны.

seeПросмотров:16
embedИсточник:https://minval.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня