Азер Аллахверанов: Соседние с Ираном государства должны быть готовы к принятию превентивных мер
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Minval.
Чисто гипотетически, в случае начала наземных военных кампаний и воздушных ударов США по ядерным объектам на территории Ирана, как это прогнозируют определенные экспертные круги на Западе, большой поток беженцев, скорее всего, устремится в соседние страны. А это, в свою очередь, может спровоцировать гуманитарный кризис в регионе. Конечно же, в такой исход событий мало верится, надеемся, что до этого дело не дойдет. Так заявил депутат Милли Меджлиса Азер Аллахверанов в интервью Minval, отметивший не лучший исход событий, если конфликт между Ираном и США зайдет слишком далеко.
Напомним, что на днях президент США Дональд Трамп в интервью NBC заявил о военной атаке и введении вторичных пошлин, если Иран не заключит соглашение с США.
«Если они не заключат сделку, будут бомбардировки. Это будут бомбардировки, подобных которым они прежде не видели», — сказал республиканец.
Трамп добавил, что Тегеран и Вашингтон ведут переговоры, и «есть вероятность, что, если они не заключат сделку, я введу для них вторичные пошлины, как я сделал четыре года назад».
«Мне вспоминаются события 20-летней давности. Тогда прошла информация касательно того, что военно-воздушные силы США могут использовать воздушное пространство Азербайджана для нанесения ударов по Ирану. В то время господин президент Ильхам Алиев, выступая с трибуны ООН, сказал, что не допустит использования воздушного пространства Азербайджана для нанесения ударов по территории соседней страны. И это актуально, особенно в том случае, если принять во внимание, что на территории Ирана проживают около несколько десятков миллионов азербайджанцев», — отметил Аллахверанов.
По его словам, ещё тогда обсуждались различные сценарии того, куда может устремиться поток беженцев и лиц, ищущих убежище, в случае нанесения воздушных ударов по Ирану. Теперь ситуация, схожая с тем, что было много лет назад. Сегодня эта опасность вновь замаячила на горизонте.
«В те годы на уровне различных международных и неправительственных организаций прорабатывались различные сценарии миграционных потоков, возможного гуманитарного кризиса, вызванного этим событием, и пути решения этих проблем. Предварительные расчеты показали, что порядка 100 тыс. иранцев могут устремиться в Азербайджан, здесь их могли бы расположить во временно сформированных лагерях для беженцев», — сказал собеседник.
Сейчас точно спрогнозировать ситуацию, куда будут бежать граждане Ирана, сложно. Прослеживаются три таких вектора.
Первое — это северное направление — Азербайджан, Россия и пространство стран СНГ. Также рассматривается так называемое западное направление, через территорию Турции в страны Центральной и Западной Европы. Беженцы также могут отправиться через территорию Ирана в Армению, Грузию, через Черное море — в страны Центральной и Западной Европы.
Но стоит рассматривать еще и южное направление – это страны Персидского залива.
«Если проанализировать возможности по трем направлениям, то, вероятнее всего, что они выберут южное направление. Почему? Потому что, во-первых, это страны Персидского залива, с которыми у Ирана налажены очень тесные отношения, в том числе и бизнес-отношения. То есть экономическое составляющее может сказать свое слово. Это направление более притягательное, тем более что Иран сотрудничает с ОАЭ и другими странами. К тому же Дубай является свободной экономической зоной. Там есть определенная перспектива для долгого пребывания», — — говорит депутат.
В то же время Аллахверанов посоветовал не игнорировать страны Центральной Азии, например, Таджикистан, где проживает ираноязычная группа населения. Иранцы могут отправиться в Таджикистан, в перспективе рассчитывая устремиться в другие страны Центральной Азии и дольше в Китай.
Парламентарий отметил, что, с другой стороны, у Турции и Азербайджана имеется богатый опыт размещения беженцев на своей территории. Как показывает практика, в случае военных действий и противостояния на территории какой-либо страны мирное население устремляется туда, где хорошо налажена система социального обеспечения и существуют реальные механизмы исполнения. Можно вспомнить то, как это было в случае российско-украинской войны, когда миллионы беженцев из Украины двинулись в направлении западных стран. Безусловно, у Азербайджана имеется богатый опыт работы с беженцами. В свое время в результате армяно-азербайджанского конфликта 300 тыс. соотечественников из Армении стали беженцами. В период оккупации территорий Азербайджана около 800 тыс. вынужденных переселенцев требовалась помощь. Ранее в Азербайджан были переселены турки-месхетинцы. Несмотря на все трудности, государство смогло мобилизовать все свои ресурсы для того, чтобы в кратчайшие сроки решить проблему миллиона вынужденных переселенцев и беженцев. Это тоже, безусловно, богатый опыт.
Аллахверанов выразил надежду, что словесная перепалка и противостояние на информационном пространстве между Ираном и США не выльются в реальные военные действия.
Тем не менее каждая страна должна быть готова к таким ситуациям, особенно, если сосед находится на пороге войны. Это говорит о том, что соседние страны в подобных условиях должны как минимум продумать исход и возможный сценарий развития событий. Поток беженцев — это не три-пять тысяч человек. Если какая-то часть населения Ирана устремится в соседние страны, это грузом ляжет на плечи последних. И это не будут 50 тыс. человек, как в случае с турками-месхетинцами, которых Азербайджан расселил по регионам еще в конце 80-х прошлого столетия.
Наличие сотен тысяч беженцев может привести к гуманитарной катастрофе в регионе. Поэтому соседние с Ираном государства должны быть готовы к принятию превентивных мер для предотвращения гуманитарного кризиса.

