Баку и Париж: новый этап в двусторонних отношениях. Рассуждения политолога
По данным сайта Media az, передает Icma.az.
Кажется, между Парижем и Баку наметилось потепление после длительного периода похолодания в отношениях. Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял верительные грамоты посла Франции Софи Лагут и заявил о начале нового этапа в отношениях между двумя странами. И.Алиев напомнил о своей встрече с президентом Франции Эмманюэлем Макроном в Копенгагене. Он отметил, что после этих переговоров вопросы, вызывавшие недопонимание между двумя странами, остались в прошлом. Посол Франции Софи Лагут заявила, что в отношениях между Баку и Парижем открывается новая страница. Она подчеркнула, что приложит усилия для укрепления двустороннего диалога.
На встрече обсуждались перспективы сотрудничества между Азербайджаном и Францией в области высоких технологий и аэрокосмической промышленности. Отдельно была подчеркнута важность возобновления работы Межправительственной комиссии и развития связей между городами-побратимами. Стороны обсудили организацию взаимных визитов бизнес-делегаций и участие французских компаний в совместных проектах.
Что ж, начало воодушевляющее. Мы хорошо помним, что отношения между Баку и Парижем находились в состоянии охлаждения долгое время, и причины в общем-то известны. Французский политический мир занял откровенно антиазербайджанскую позицию на разных уровнях, по различным вопросам. Оттуда в основном звучала критика в адрес Азербайджана, использовались односторонние оценки и формулировки, весьма близкие к армянской позиции. Баку в ответ не молчал, и такая риторика, конечно, усиливала недоверие между сторонами.
Может быть, на новую главу дипломатической миссии возложена задача исправить всё это, наладить диалог, развивать деловые и гуманитарные контакты, искать баланс интересов?
Возможно, президент Макрон осознал, наконец, что без хороших отношений с Азербайджаном Франции на Южном Кавказе мало что светит? Что от него во многом зависит энергетическая безопасности Европы? Коммуникации между Азией и Европой?
Как заявил Media.Az политический обозреватель Мурад Сададдинов, действительно, взаимоотношения между Францией и Азербайджаном на протяжении 44-дневной войны и в период после нее были, мягко скажем, напряжёнными. «И причина этой напряжённости в первую очередь исходила из самой Франции, так как эта страна заняла в отношении карабахского конфликта одностороннюю позицию, полностью противоречащую международному праву, международному законодательству и уставу Организации Объединённых Наций. Нужно сказать, что Франция является одним из постоянных членов Совета безопасности Организации Объединённых Наций. И она должна в первую очередь чтить и уважать нормы и принципы этой организации. Но, несмотря на это, в ходе 44-дневной войны, когда Азербайджан реализовывал четыре резолюции Совета безопасности ООН о незамедлительном освобождении территории Азербайджана, за которые голосовала сама Франция, Париж выступил против азербайджанской позиции.
После завершения войны мы видели, как Франция активно на всех практически международных площадках старалась поддерживать опять-таки абсолютно противоречащую международному праву позицию Армении. Мы видели активность Франции в таких международных организациях, как Европейский Союз, Совет Европы. В том же Совете безопасности ООН, когда там были слушания, французская сторона старалась провести резолюцию, противоречащую опять-таки нормам и уставу Организации Объединённых Наций и прежним резолюциям Совета безопасности. Мы видели, как активно французская сторона старалась снабжать оружием армянскую сторону», - привел предысторию эксперт.
Но затем, отмечает он, Франция увидела, осознала бессмысленность своих действий. «И она поняла, что силовыми методами, путем угроз, шантажа, давления, она не сможет оказать на Азербайджан никакого влияния, никакого воздействия на нашу политику на Южном Кавказе. И вынуждена была смириться с этой ситуацией. Теперь она понимает, что для того, чтобы реализовывать свою политику, свои интересы на Южном Кавказе, да и не только на Южном Кавказе, а и в странах Тюркского мира (что очень важно для Франции), необходимо заручиться поддержкой Баку, восстановить отношения с Азербайджаном.
И в этом смысле я приведу один пример. Когда я говорю о тюркских странах, тут надо иметь в виду, что энергобезопасность Франции во многом зависит от атомной энергетики. И 70% электроэнергии Франции вырабатывается на атомных электростанциях (и она даже экспортирует ее). А топливо для этой выработки — уран — она получала ранее из России, из африканских стран. Но в последнее время с этими поставками возникли проблемы. И в этом смысле значимость Тюркского мира для Франции возрастает, так как больше половины запасов урана в мире сосредоточены в Казахстане (46%) и в Узбекистане (7%).
С учётом того, что запасы урана в мире ограничены, и специалисты даже говорят, что при нынешних темпах потребления их хватит только на 100 лет. Франция понимает, что для обеспечения своей энергетической безопасности ей нужно работать с тюркскими странами. Транспортировать этот уран из Казахстана и Узбекистана в будущем возможно только через территорию Азербайджана, используя азербайджанские коммуникации. И есть еще множество других проблем, которые вынуждают Францию смириться с позицией Баку.
Позиция Баку в ходе этого периода напряжённости всегда была справедливой. Она основывалась на национальных интересах Азербайджана и международном праве. Мы защищали свою территориальную целостность, суверенитет, исходя из Устава Организации Объединённых Наций, требований и положений ООН. Но, к счастью, на сегодняшний день мы видим, что руководство Франции сделало выводы и всеми силами пытается сейчас восстановить отношения с нами. И реверансы президента Франции в отношении Азербайджана, азербайджанского президента, всё это связано с этим. И мы видели даже, как посол Франции побывала в Шуше и сделала соответствующие заявления», - заключил Сададдинов.
Мехти Мамедов


