Больше спрашивать не у кого Неудобная правда Самита Алиева
Смоделируем ситуацию, слушайте внимательно и не вырывайте из контекста. Если из Азербайджана не началось бы изгнание армян в конце 80-х — начале 90-х годов, то Азербайджан не был бы независимым. Созданные вооруженные отряды стали костяком нашей армии. И таким образом мы приобрели громадный опыт еще до того, как Армения и Азербайджан получили свою независимость. Благодаря этому движению Азербайджан решил одну проблему, которую азербайджанский народ не мог решить в течение 600 лет. Азербайджан полностью очищен от чужаков. Это была 600-летняя проблема. Ее значение азербайджанский народ будет ощущать еще 600 лет после этого. Представьте себе, если сегодня в Азербайджане было бы 170 тысяч армян, которые были здесь до начала 90-х, то сегодня у нас не было бы государства. Мы были бы не в состоянии защитить Гянджу и побережье Каспийского моря. Теперь эта проблема решена. Это не пришло к нам с небес как подарок. Эту проблему решило наше движение. Национально-освободительная борьба нашего народа. Азербайджанское общенациональное движение и его военное крыло — наша армия. То же самое и в Карабахском регионе. Сегодня вся территория Карабаха находится в наших руках.
Жесткая речь, не правда ли? Практически готовое уголовное дело, если очень захотеть, не так ли? Например, за разжигание межнациональной розни. Эталонный hate-speech, вы не находите? Либеральная общественность должна прийти в ярость, а правоохранительные органы обязаны возбудить уголовное дело, в общем, остракизм, общественный бойкот, всеобщее порицание и, опять-таки, обязательное возбуждение уголовного дела за разжигание межнациональной розни. Да? Так-то оно так, только я просто процитировал слова бывшего президента Армении Левона Тер-Петросяна, поменяв местами слова «Азербайджан» и «Армения», и «армяне» и «азербайджанцы», ну и с географией немного поиграл. Просто поменял слова местами. Ну и даты самую малость подкорректировал, Левон Тер-Петросян, цитирую еще раз, сам признал, «170 тысяч азербайджанцев, которые были здесь до 1988 года». То есть этническая чистка в Армении произошла до известных событий в том же Сумгайыте. Численность азербайджанцев, проживавших в Армении, он, разумеется, занизил, с цифрами слукавил, но это вполне ожидаемо.
А теперь просто представьте себе, что с подобным признанием выступил был кто-то из азербайджанцев, и даже не из бывших чиновников высокого ранга. Представьте себе, что с подобным заявлением выступил бы, ну… скажем… хозяин небольшой автомойки или ладно, поднимем планку, глава муниципалитета. Представили себе, какой визг поднялся бы в мировых, подчеркну, мировых средствах массовой информации? Пломбы бы в зубах расплавились. Представили себе завывания в ПАСЕ, ОБСЕ и прочих авторитетных международных организациях? Вы вообще отдаете себе отчет, как завопили бы в этом случае, дай бог памяти, ну... то ли «Фридом хаус», то ли Лига сексуальных реформ? В общем, вопли бы стояли, будто экзорцисты в соседней комнате бесов допрашивают. Однако, несмотря на столь откровенные высказывания пусть бывшего, но всё-таки президента Армении, международное сообщество молчит. И никого не обвиняет ни в этнических чистках, ни в нарушениях прав человека, ни в разжигании ненависти. В принципе, Левон Тер-Петросян сказал то, что мы и без него прекрасно знали, а вот международное сообщество и его реакция, а точнее, отсутствие реакции на эти слова, это очень красноречиво.
Знаете, у Войновича есть хороший рассказ, называется «Хочу быть честным», там есть совершенно замечательный эпизод, когда прораб с рабочими выпивают в столовой, обмывают получку, только вот дело в том, что распивать спиртные напитки в столовой строго запрещено, правда, работники столовой смотрят на это сквозь пальцы и особо не лютуют, потому что прекрасно всё понимают, а вот милиция и дружинники, как говорится, бдят, выслеживают и пресекают. Так вот, когда милиция и дружинники входят в столовую, чтобы выследить и пресечь, один из рабочих прячет бутылки под стол, а точнее, за широкие штанины своей спецовки, а другой рабочий, по фамилии, если не ошибаюсь, Ермошин, ужом из-за стола выскальзывает, будто бы за компотом, ну, чтобы, если дружинники и милиция накроют, оказаться не при делах, в духе «а я, во-первых, пью компот, а во-вторых, вообще не с ними был, мы просто в одной бригаде работаем». Всё заканчивается благополучно, бутылок милиция не заметила и ушла. Возвращается и Ермошин, и начинает извиняться перед товарищами за свое малодушие, и говорит им следующее: я же веду общественную работу, меня все знают, а если бы поймали, то сказали бы: «Как же это ты, а? Сам выступаешь на собраниях и сам же пьянствуешь». На что его коллега Сидоркин резонно замечает: а ты одно из двух, или не пей, или не выступай.
Намек ясен? Думаю, что да. И мы бы по достоинству оценили бы приверженность международного сообщества тем ценностям, которые они обычно декларируют, в особенности недопустимость этнических чисток и нарушений прав человека, даже если это касается азербайджанцев, потому что или законы универсальны, или… Игры в одни ворота не будет, и в свете всего вышеизложенного не удивляйтесь, что международное, да и гуманитарное право мы станем толковать исключительно так, как это будет выгодно Азербайджану, следуя примеру передовых государств. Именно так, как в том анекдоте: да, здесь читали, а вот тут рыбу заворачивали, и, конечно, мое любимое: это другое. И отношение ко мнению международного сообщества будет корректироваться в зависимости от предпринятых ими шагов, комплиментарных Азербайджану.
Один умный и авторитетный человек на днях посоветовал соседушкам перестать заниматься фашизмом. Вот честное слово, очень дельный совет, прислушайтесь и искорените этот фашизм самостоятельно. И если вы продолжите орать в духе: «Это нам, что ли, таким древним и мудрым армянам, спрашивать у вас, у кочевников-азербайджанцев, какой у нас, у таких древних и мудрых армян, должна быть конституция и армия?», лично я просто усмехнусь и отвечу: «У нас, соседушки, именно у нас, хотя бы потому, что больше вам спрашивать не у кого. Никто, кроме нас, как говорится...»