Борьба с неуправляемым самолетом: легендарный пилот о героизме экипажа AZAL Новости Азербайджана
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Media az.
Легендарный пилот азербайджанской авиации, налетавший 28 500 часов за 50 лет, кавалер ордена «Шохрат» Азимбала Азимов стал гостем Report. В интервью агентству он прояснил некоторые нюансы крушения пассажирского самолета AZAL, выполнявшего рейс Баку - Грозный 25 декабря.
Представляем вашему вниманию данное интервью:
- Многое уже известно об авиакатастрофе пассажирского самолета AZAL, выполнявшего рейс Баку - Грозный, вблизи города Актау в Казахстане. Что вы думаете об этом?
- Прежде всего, я хочу выразить огромную благодарность командиру Игорю Кшнякину, который героически пытался посадить неуправляемый самолет. Представьте, вы едете в машине, хотите повернуть руль влево или вправо, а он не поворачивается. Стюардесса Хёкума Алиева, в свою очередь, просила 20 человек пройти вперед. Уточню, что каждый пассажир весит в среднем 70-80 кг. Видимо, командир уже понял, что управление невозможно, и в такой ситуации пытался сбалансировать нагрузку борта.
- В социальных сетях многие мнимые эксперты утверждают, что если бы пилот посадил самолет на воду, ситуация была бы иной. Я хочу, чтобы вы прояснили этот вопрос. Вообще, была ли технически или тактически возможна посадка самолета на воду?
- Конечно, технически возможно посадить самолет на воду. Все пилоты и экипаж проходят аварийно-спасательную подготовку. Для каждого пассажира в самолете есть жилеты. Но здесь ситуация была другая. Если бы посадка на воду произошла на такой скорости, самолет бы полностью разрушился и шансов у людей на выживание не было бы вообще. Если бы были доступны записи радиопереговоров, я бы мог послушать и сделать выводы, пока исследуются черные ящики. В переговорах записываются все параметры самолета, в том числе работа двигателя и гидравлика.
- Сколько времени могло быть у пилота для принятия решения после того, как самолет пострадал от внешнего воздействия?
- Возможно, пилот не знал, что возникнут такие неисправности. Их направляли. Возможно, они думали, что в Актау погода лучше. Может быть, поэтому их туда направили. Честно говоря, в Актау была прекрасная погода. Вы даже видите, что он выпускает шасси, идет с открытыми колесами. Значит, они надеялись, что долетят до полосы. Капитан может посадить самолет либо на две, либо на три точки. Пилот так и делает, сначала начинает разворачивать самолет передним колесом и правым шасси.

- Как вы справлялись с возникающими сложностями в период работы пилотом?
- За время моей деятельности был один случай. Человек должен рассказывать и о своих упущениях. Однажды, во время полета из Африки, из-за спешки я не установил стабилизатор. Когда скорость увеличилась, я почувствовал, что руль свободный и сразу понял причину. Я не прервал полет. Но решил, что хотя бы на 15 секунд установлю 1.2-1.3 градуса. Слава богу, мы добрались до суданской столицы Хартума.

- А вы сталкивались с аварийными ситуациями, сопоставимыми с происшествием на авиарейсе Баку - Грозный?
- Был такой случай, мы летели на грузовом самолете Boeing 707. Возникла неисправность в механизме, левое шасси не выпускалось. И это было ночью, я попросил диспетчера проверить шасси. Он ответил, что из-за темноты не может определить состояние шасси. Сначала я решил приземлиться на правое колесо, однако передумал, так как если бы судно потянуло вправо, могла бы сломаться дверь и повредиться гидравлика. Я поднялся, начались проблемы. Мне удалось вывести его из крена.
Касаемо авиакатастрофы вблизи Актау отмечу, что после того как комиссия завершит работу и вынесет решение, мы соберем материалы и проанализируем их в Национальной авиационной академии. Так как данный случай поучителен и должен стать частью студенческих занятий. Мы обязательно проанализируем эти события, однако на данный момент можно сказать лишь одно: наши опытные пилоты действовали очень профессионально.


