Деструктивная роль Индии: чем объяснить ее агрессивное поведение? Мнение эксперта
Icma.az, ссылаясь на сайт Media az, передает.
Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов и вице-премьер, министр иностранных дел Исламской Республики Пакистан Мухаммад Исхак Дар в ходе телефонного разговора обсудили текущую ситуацию в сфере региональной безопасности и растущую напряженность между Исламабадом и Нью-Дели, сообщает МИД Азербайджана.
Пакистанский министр сообщил о ракетных ударах Индии по Пакистану в последние дни. По его словам, в результате этих атак пострадало в основном мирное население, погибли десятки человек. Пакистан же в ответ нанес удары по военным объектам.
Джейхун Байрамов, в свою очередь, выразил солидарность с народом Пакистана и осудил военные атаки, в результате которых погибли и получили ранения мирные жители. Министр подчеркнул необходимость предотвращения дальнейшей эскалации и выразил надежду, что напряженность будет урегулирована дипломатическим путем.
Меж тем конфликт между Индией и Пакистаном не урегулирован. Как сообщает Al Jazeera, периодически поступает информация о выстрелах и мощных взрывах вдоль линии соприкосновения. Происходят массовые отключения электроэнергии. Во многих городах Индии и Пакистана вводятся меры безопасности.
Как заявил Media.Az эксперт по международным вопросам, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, сложно искать нормальную логику в действиях индийской власти, тем более что нынешнее ультранационалистическое правительство, к большому сожалению, не первый год держит курс на конфронтацию с исламскими странами, в частности с Пакистаном.
«Кстати говоря, у Нью-Дели в последнее время трения и с Бангладеш. Индия не первый год занимается притеснением своего мусульманского населения. Достаточно вспомнить одиозный шаг с упразднением штата Джамму и Кашмир с большинством населения, исповедующего ислам, гонения на них в других регионах Индии. Это вызывает недовольство не только у мусульман Индии, но и у верующих в других странах, к примеру, в Иране. Я помню случай, когда иранское политическое руководство вынуждено было отреагировать на один из таких инцидентов и указать правительству премьер-министра Нарендры Моди на недопустимость подобного рода действий. Настолько они иногда выходят за рамки дозволенного или принятого в приличных обществах», – отметил аналитик.
По его словам, в данном случае вина за военно-политическую напряженность полностью лежит на Индии.
«Индийская сторона утверждает, что действующие в упраздненном штате Джамму и Кашмир вооруженные группировки поддерживаются Пакистаном. Но дело в том, что особенная активность этих группировок пришлась как раз на тот момент, когда Индия упразднила этот штат, тем самым создав дополнительную напряженность в отношениях с местным мусульманским населением. Тем самым были созданы практически все условия для того, чтобы в этом штате активно действовали и имели социальную базу радикальной силы. У них, конечно, возможны какие-то связи с различными группировками в самом Пакистане. Но доказать, что Исламабад направляет их действия, абсолютно невозможно», – полагает И.Велизаде.
Эксперт задается вопросом: зачем индийскому правительству нужно было затевать войну с Пакистаном?! «Как эта война могла бы изменить ситуацию на севере Индии? И какие цели преследует при этом индийское правительство? Всё это вызывает очень много вопросов. Складывается впечатление, что премьер-министр Нарендра Моди просто решил поиграть мускулами, «показать, кто в доме хозяин», и в общем, таким образом определить границы своей политической гегемонии. Или рубежи, в пределах которых он претендует на роль такого регионального военно-политического гегемона. Но, судя по результатам конфронтации, это ему абсолютно не удалось. А продолжение боевых действий может сулить очень серьезные негативные последствия и для региональной, и для международной системы отношений, и так расстроенной из-за конфликтов в Украине и на Ближнем Востоке.
Поэтому я думаю, в данном случае нужно понимать: у Индии есть серьезные пределы возможностей. Пакистан – это ядерная страна, которая может очень серьезно ответить. И война между двумя государствами может повлечь негативные последствия прежде всего для Индии. Потому что спровоцирует дополнительное недовольство со стороны 200-миллионного мусульманского населения этой страны. Поэтому здесь очень хочется надеяться, что здравый смысл все-таки победит», – заявил эксперт.
Он указал на то, что нынешнее правительство Индии отличается гегемонистскими наклонностями. «Достаточно вспомнить, как несколько лет назад по инициативе Моди в парламенте была вывешена карта «Великой Индии», в которую они включили все сопредельные территории. Это вызвало негативную реакцию у Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Непала, Бутана и лишний раз говорит о том, что нынешнее правительство Индии достаточно неуравновешенное, с какими-то агрессивными наклонностями. Возможно, ответное применение силы со стороны Пакистана остудит головы индийских военно-политических руководителей, и они все-таки перестанут гнуть эту линию», – допустил политолог.
По его мнению, нынешнее руководство Индии пытается распространять свое влияние и за пределы своего региона, в частности на Южный Кавказ.
«Это объясняется тем, что там происходит усиление Пакистана и Китая. Индия со своими геополитическими устремлениями полагает, что, поддерживая Армению, она может как-то сбалансировать ситуацию и ограничить влияние Исламабада и Пекина в нашем регионе. То есть Индия увязла в геополитических играх. Она поддерживает Армению в военной сфере, нагнетает напряженную ситуацию в нашем регионе и ухудшает отношения с Азербайджаном. В прежние годы этого не наблюдалось. Но, к сожалению, нынешнее ультранационалистическое правительство Индии придерживается других ценностных ориентиров. Кстати говоря, за что подвергается очень серьезной критике со стороны своих оппозиционных сил. Очень хочется надеяться, что в какой-то обозримой перспективе в Индии возобладает рационализм, либо в результате смены власти и прихода более трезвомыслящих оппозиционных сил эта тенденция будет переломлена», – спрогнозировал И.Велизаде.
Мехти Мамедов


