Дозоры и разломы Центральной Азии
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на Minval Дозоры и разломы Центральной Азии.
Какое событие исторической важности произошло в ЦА; что неожиданно неприятно «резануло» Казахстан; куда ведут новые дороги Узбекистана и Кыргызстана; каковы тревоги Таджикистана и некоторое другое – в нашем обзоре ситуации в государствах региона минувшей недели.
Кыргызстан и Таджикистан
Поистине историческое для двух республик событие – впрочем, как для стабильности и безопасности всей Центральной Азии, — произошло в Бишкеке: КР и РТ, наконец, пришли к единому мнению и парафировали соглашение о делимитации и демаркации общей границы по всему ее периметру. А это – 980 км.
«Свершилось!» — сказал глава Госкомитета по национальной безопасности Таджикистана Саймумин Ятимов, и «произошло это по воле» президентов РТ и КР — Эмомали Рахмона и Садыра Жапарова.
Таким образом, почти столетнюю эпопею конфликта между таджиками и киргизами (хотя к переговорам стороны приступили в 2002 году) можно считать завершенной.
Ситуация с разделом границы существенно сдвинулась с места в прошлом году, после описания сторонами совместных рубежей. Но: обе страны будут переселять своих граждан, о чем ранее сообщил президент Жапаров. «У нас есть приграничные села, расположенные в шахматном порядке… Если на нашей стороне оказались дома, принадлежащие гражданам Таджикистана, таджикская сторона переселит их. Если же наши дома оказались на их стороне, мы переселим наших граждан. Построим им дома в другом месте, при этом будут учтены размеры земельных участков», – сказал президент КР. В противном случае, пояснил он, охрана границы создаст большие неудобства для обеих сторон.
Однако Бишкек и Душанбе ждет нелегкий процесс донесения до людей выгодности условий раздела границы. А переселение, обеспечение населения новым жильем, земельными наделами не абы как, а на уровне, не хуже прежнего, потребуют немало денег, времени, усилий.
Но, главное, окончательная договоренность по границе означает прекращение вооруженных столкновений между киргизами и таджиками, не раз приведших к жертвам десятков людей и исходу жителей целых деревень с приграничных территорий. При этом в подстрекательствах к столкновениям, как считалось, имели отношение экстремистские группы разных мастей, что создавало угрозы безопасности всему региону Центральной Азии, граничащему с Афганистаном.
Договоренность по разделу границы говорит и в пользу того, что в регионе активизируются торгово-экономические, транспортно-логистические, культурные и иные связи.
Помимо договора о делимитации и демаркации кыргызско-таджикской границы стороны парафировали соглашения о строительстве, использовании и обустройстве автомобильных дорог; об обеспечении доступа к водохозяйственным и энергетическим объектам. И это тоже большое достижение, поскольку на почве транспортных магистралей и водопользования столкновения между киргизами и таджиками неоднократно имели место – вплоть до вооруженных, с вмешательством спецназа.
Говоря о транспортных коммуникациях и финансах. Жапаров затеял строительство железной дороги Макмал — Каракол чуть ли не через весь Кыргызстан: проект, по предварительным данным, оценивается в 3 млрд долларов. Национальное агентство инвестиций при президенте, госпредприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» и консорциум All American Rail Group Global Infrastructure Partner LLC подписали соглашение о государственно-частном партнерстве «Трансевразийский маршрут» в так называемом режиме «проектной песочницы». Это специальный регуляторный режим, регламентирующий порядок пилотной реализации проектов государственно-частного партнерства.
Первый такой проект в железнодорожной сфере Кыргызстана ориентирован на значительное улучшение транспортной сети республики, ее связей с соседними странами; получение КР долгосрочной экономической выгоды; создание новых рабочих мест.
Казахстан
А в Астане местные эксперты нефтяной отрасли подсчитали ущерб, нанесенный ударом украинских вооруженных формирований по нефтеперекачивающей станции (НПС) Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Инцидент имел место 17 февраля, и за недельный анализ его последствий специалисты пришли к выводу, что ущерб может составить 2 млрд долларов.
ТАСС цитирует председателя нефтегазового совета Казахстана PetroCouncil Асылбека Джакиева, считающего, что в результате удара по НПС республика может недополучить до 1,5 млрд в валюте США. «Это то, что мы недопоставим на глобальные рынки, в частности, в Европу. Поэтому вопрос диверсификации поставок остается актуальным», — пояснил он.
Член общественного совета по вопросам топливно-энергетического комплекса Минэнерго Казахстана Олжас Байдильдинов полагает, что ущерб от сокращения поставок нефти оценивается в 1,4 млрд долларов, но пострадала также собственно НПС, так что «Общую сумму ущерба можно округлить до 2 млрд долларов. … А, ведь, как минимум процентов 30% из этих денег непосредственно недополучит наш бюджет в этом году. То есть около 600 млн долларов или, примерно, 300 млрд тенге», — написал он в своем Telegram-канале.
Байдильдинов также высказал мнение, что правительство Казахстана должно потребовать возмещения ущерба от Киева: «Не то что может, а должно. Потому что это прямой ущерб, нанесен был урон инфраструктуре, это довольно сложно будет восстанавливать. … Хорошо, что не погибли люди, этот вопрос у нас не озвучивается почему-то в СМИ, но нужно понимать, что на КТК у нас работает много казахстанцев», — сказал он журналистам в Мажилисе парламента республики.
А казахстанский политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев отметил, что после атаки на КТК появилось множество публикаций с призывами срочно диверсифицировать поставки нефти. Но «Возникает … логический вопрос: каким образом? Если авторы возмущенных публикаций посмотрели бы на карты (физическую и политическую), то увидели, что кроме России есть Китай (куда нефтепроводы и так идут). Еще есть Узбекистан, который граничит с Афганистаном — регионом, политически и географически несколько проблемным для устойчивого экспорта нефти».
Ашимбаев отметил, что морские поставки Актау — Баку обходятся дороже; через Туркменистан и далее через Иран они затруднены из-за санкций, а «по дну Каспия ни один эколог, сейсмолог и бухгалтер не даст ничего прокладывать». Он подчеркнул, что идея нефтепровода КТК не была российским проектом, и «… угрозу для казахстанского экспорта представляет не Россия, а Украина».
По данным Zakon.kz, украинскую атаку на КТК прокомментировал депутат Мажилиса Марат Башимов. В своем посте на Facebook он выразил мнение, что при планировании этой акции «украинская сторона прекрасно осознавала всю стратегическую значимость КТК для транспортировки казахстанской нефти». И что надо понимать: «… налет на КТК – это атака на крупный международный объект, принадлежащий целому консорциуму, объединяющему, в том числе, крупнейшие американские и европейские компании. Они также несут прямой ущерб от действий украинских военных. И здесь налицо двойственность позиции украинцев, которые, с одной стороны, требуют военной и иной помощи от США и Европы, а с другой – наносят удар по их экономическим интересам».
Политик также отметил, что ему непонятны причины агрессии в отношении Казахстана, ведь «… наша страна с самого начала российско-украинского противостояния держала нейтральную позицию и выступала за мирное урегулирование конфликта, а дипломатические контакты между двумя странами не прекращались ни на минуту».
«Более того, весь мир облетели кадры, когда Касым-Жомарт Токаев открыто и прямо на Санкт-Петербургском форуме не признал ДНР и ЛНР. Мы неоднократно предлагали выступить политической площадкой для мирных переговоров с приглашением представителей ООН. В этой связи политический урон казахстанско-украинским отношениям от нанесения удара по КТК – налицо», – пишет Башимов.
По его словам, Казахстан должен потребовать от Украины прямых объяснений за действия против интересов РК, а также принять самые жесткие и принципиальные меры, чтобы привлечь виновных к ответственности за атаку на международный объект.
Тем временем Всемирный банк продолжает поучать Центральную Азию, настаивая на модернизации ее экономики и торговых связей, причем, акцент делается на Казахстане. По данным Bizmedia.kz, региональный директор ВБ по Центральной Азии Татьяна Проскурякова на одном из мероприятий в Алматы отметила, что региону следует решить ряд системных проблем, включая низкий уровень региональной торговли, устаревшую инфраструктуру и зависимость от сырьевого сектора.
Она подчеркнула важность участия Казахстана в развитии Транскаспийского транспортного коридора, но добавила, что без решения проблемы пересечения границ и установления предсказуемых тарифов страна не сможет извлечь максимум выгоды.
Проскурякова также затронула вопросы экономического роста Казахстана: «У нас (ВБ) создается впечатление, что экономический рост страны зависит не от управления, а от цен на нефть. Если цена высокая — экономика растет, если падает — экономика снижается. Это свидетельствует о том, что экономическая модель остается неэффективной».
Эксперт ВБ раскритиковала и высокую долю роли государственного сектора в экономике РК, недостаточность «движения к либерализации», борьбы с коррупцией.
Узбекистан
Едва ли не самая перспективная и самодостаточная страна в Центральной Азии договорилась о строительстве железной дороги с Афганистаном из Хайратона в Герат. По данным Кursiv.media, вице-премьер «Талибана» Абдул Гани Барадар заявил, что строительство начнется в течение десяти дней. Железнодорожный проект предусматривает продление существующей линии Хайратон — Мазари-Шариф на 657 км — до Герата. Узбекистан покроет расходы на первоначальные технические оценки.
Ожидается, что проект позволит создать стратегически важный логистический коридор, связывающий Центральную Азию с Ближним Востоком, тем самым стимулируя региональную торговлю и экономическую интеграцию.
Для справки: Хайратон — важнейший речной и трансграничный узел Афганистана. Город находится на афгано-узбекской границе. Ранее сообщалось, что на узбекско-афганской границе планируют построить свободную экономическую зону.
Узбекистан также откроет рынок для афганской агропродукции. С соответствующим заявлением выступил глава афганского Минторга Нуруддин Азизи.
Ташкент и Кабул, кроме того, обсудили вопросы снижения таможенных тарифов для десяти афганских экспортных товаров. Ранее сообщалось, что Афганистан получит скидку на электричество из Узбекистана.
Тем временем Узбекистан начал подготовку (на то есть указ президента Шавката Мирзиеева) к «достойному празднованию 80-й годовщины Победы во Второй мировой войне и Дня памяти и почестей».
President.uz приводит текст постановления, в котором, в частности, сказано, что в Узбекистане «… стало доброй традицией и ценностью широко отмечать 9 Мая, … особое внимание и глубокое уважение к ветеранам войны и труда, внесшим достойный вклад в Победу во Второй мировой войне».
Поясняется, что в годы Второй мировой войны из Узбекистана было мобилизовано 2 млн его жителей, из них более 538 тыс. героически погибли на полях сражений, свыше 158 тыс. пропали без вести, а «за годы независимости около 200 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов отдали свои жизни во имя защиты Родины и мирного неба нашего народа».
Мирзиеев утвердил грандиозную программу торжественных и духовно-просветительских мероприятий, направленных на пропаганду значения проявленного мужества, храбрости и отваги узбекистанцев с посещением мест их проживания руководителями государственных органов и иных организаций, командирами воинских частей, государственными и общественными деятелями, ветеранами, деятелями науки, культуры и искусства, молодежью, в том числе членами детско-юношеского военно-патриотического движения «Ватан таянчи».
Соответствующим структурам поручено осуществить ремонт, благоустройство мест проживания одиноких и малообеспеченных участников Второй мировой войны; оказание им материальной и моральной поддержки; постоянной медицинской и патронажной помощи и многое другое: расписано 9 обширных пунктов.
Таджикистан
В этой граничащей с Афганистаном республике обсуждают (и опасаются) – возможно ли на нее нападение «Талиабан». Портал Аsiais информирует, что пару дней назад президент Эмомали Рахмон сменил главу оборонного ведомства Шерали Мирзо, прослужившего в этой должности около 13 лет, и назначил на нее Эмомали Собирзода. И вопрос не только в поручении ему решения проблемы незаконного призыва в армию, дедовщины и отсутствия открытой коммуникации с обществом, но и в том, что «границы страны слабо защищены».
В Таджикистане внимательно наблюдают за ситуацией по ту сторону реки Пяндж (протекает между РТ и Афганистаном). Дело в том, поясняет издание, что из Афганистана – после побега американцев – звучат в сторону Таджикистана предостережения не лезть в дела страны. Впервые об этом заговорили еще в сентябре 2021 года, пишет издание.
Тогда в интервью арабскому телеканалу Al-Jazeera исполняющий обязанности замглавы сформированного движением «Талибан» правительства Афганистана Абдул Гани Барадар заявлял: «На каждое действие есть противодействие».
Уже в сентябре следующего года Афганистан якобы готовился напасть на Таджикистан. Об этом заявлял эксперт по Афганистану Андрей Серенко, ссылаясь на неназванные источники в Афганистане.
Ныне же «Талибские командиры уверены, что провал российской операции в Украине не только деморализует Москву, но и сделает маловероятным ее вмешательство в новые вооруженные конфликты, которые могут после этого возникнуть в других частях постсоветского пространства. Другими словами, считают талибы, если произойдет вторжение значительной группировки боевиков в Таджикистан, Россия вряд ли сможет оказать существенную поддержку официальному Душанбе».
И далее: нападения на Таджикистан нельзя исключать в принципе. Ибо в структуре «Талибан» есть четкое разделение на «территорию ислама» и «территорию войны».
«… гипотетически, если Россия ослабнет и упустит свои возможности как гарант, то это может развязать им руки и у них могут появиться разные амбиции. Чисто гипотетически это возможно», – говорит политолог Амири Замон.
В случае нападения на Таджикистан, ему, в рамках партнерства по ОДКБ, помогут. Страны, входящие в состав Сил коллективной безопасности, понимают риски, возникающие при развитии плачевной ситуации. Тем более, нельзя забывать, что в Таджикистане дислоцирована 201-ая российская база, укомплектованная лучше, чем афганский «Талибан».
Политический обозреватель из Казахстана Газиз Абишев считает, что в случае нападения и потери контроля над ситуацией, ОДКБ поможет: «Потому мало сомнений, что ОДКБ вложится в укрепление таджикско-афганской границы. Не исключено и усиление международного воинского контингента в Таджикистане. В случае полномасштабного вторжения союзники, скорее всего, окажут Таджикистану всемерную помощь. Плюс — уверен, что дипломаты Казахстана, Узбекистана и других стран – конечно, ведут соответствующую работу по своим трекам», — заключил Абишев.
Кстати: генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов заявил, что в этом году начнется реализация целевой межгосударственной программы организации по укреплению таджикско-афганской границы.
С другой стороны, источник, пожелавший остаться инкогнито, сообщил, что перестановки в министерстве обороны Таджикистана связаны с тем, что в верхушке власти нарастают противоречия. Вполне вероятна внутриэлитная конкуренция и обновление кадров перед транзитом власти.
На этом фоне uz24.uz информирует со ссылкой на данные ООН, что, согласно последнему отчету мониторинговой группы этой организации, количество лагерей по подготовке террористов в Афганистане значительно возросло, и что основные центры подготовки боевиков расположены в восточных провинциях Хост, Кунар и Нангархар, недалеко от границы с Пакистаном. Кроме того, согласно отчету, «Аль-Каида» контролирует цели в 14 из 34 провинций Афганистана. А ряд источников утверждает, что «Джамоат Ансоруллох» активно готовит боевиков с целью свержения правительства Таджикистана.

