Друзья, враги, соперники: Трамп и Маск меняют политическую карту Америки Размышления Теймура Атаева
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Caliber.az.
Как же интересны миру сегодняшние США — будь то сфера политики, экономики либо социально-культурная парадигма. Вот и сейчас на слуху у мирового сообщества тема непрекращающейся скандальной ситуации между вчерашними закадычными друзьями, партнёрами, да и, можно сказать, единомышленниками — сильнейшим на данный момент мировым политиком (как бы кто с этим не соглашался) в лице президента США Дональда Трампа и самым богатым человеком планеты, выдающимся новатором и революционным гением технологий Илоном Маском.
Напомним, что, согласно открытым источникам информации, по результатам запущенного 4 июля, в День независимости США (что весьма симптоматично), в соцсети Х опроса, в котором только за сутки приняли участие более 1,3 миллиона человек (свыше 65% из них высказались положительно), Илон Маск объявил о создании своей Партии Америки — в целях возвращения «вам вашей свободы».
Как он подчеркнул, «соотношение 2 к 1 означает поддержку предложения о создании новой политической партии, и вы её получите!».

Вслед за этим он добавил, что на фоне банкротства США, вызванного «растратами и коррупцией, мы живём в однопартийной системе, а не в демократии».
Как известно, обострение отношений между Трампом и Маском произошло вслед за резкой критикой миллиардером планов лидера Белого дома по принятию «большого прекрасного» закона о налогах, способного привести к увеличению «и без того гигантского дефицита госбюджета».
Мало того, Маск не исключил и возможной поддержки на следующих выборах Демократической партии, в свете чего Трамп пригрозил последнему неимоверно серьёзными проблемами.
Возможно, немало лиц вплоть до сего дня убеждены в том, что в преломлении к «идейному» столкновению двух сильных фигур в большей степени фигурирует направленность известной присказки «милые бранятся — только тешатся», в особенности на фоне вложений Маска в избирательную кампанию Трампа в размере пары сотен миллионов долларов.
Однако, по мнению многих аналитиков, речь всё же идёт о серьёзном противостоянии. В подтверждение чего эксперты ссылаются на прилюдную констатацию Трампом недовольства Маском новым законом — из-за его препятствования, имевшего место ещё в период правления Байдена и Ко, линии на пересаживание американцев в электромобили. Параллельно этому обращается внимание на решение Трампа провести проверку государственных субсидий, выделенных для производителя электромобилей Tesla и других компаний Маска.

Парадокс в том, что буквально несколько месяцев назад непосредственно Илон Маск сам осуществлял проверки подобного рода по линии Департамента эффективности DOGE, занимавшегося поиском путей сокращения федеральных расходов (пока не распрощался с этой должностью).
Но хозяин Овального кабинета пошёл ещё дальше, заявив, что без административной поддержки Маску пришлось бы распрощаться с бизнесом, возвратившись в ЮАР, откуда он родом: «Никаких больше запусков ракет, спутников или производства электромобилей, а Америка сэкономила бы состояние». (Согласно ряду источников, за период деятельности компании Маска стали обладателями почти 40 миллиардов долларов посредством контрактов, кредитов и субсидий.)
До «милых бранящихся» ли тут при таком раскладе? Хотя… Хотя… Дональд Трамп уже приучил мир к тому факту, что он даже не в одночасье, а сиюминутно может дезавуировать не только свои высказывания, но и уже объявленные шаги.
Нельзя не согласиться, что в отдельных случаях предпринимаемые в последнее время вашингтонской администрацией шаги — как на внутренней, так и на внешней площадках — многими воспринимаются как результат эмоциональности (импульсивности) г-на Трампа.
Однако спустя небольшой промежуток времени эти же самые шаги критики уже воспринимают как результат глубокой аналитики со значимыми перспективами.
Так что и в плане его оценки последних мер Маска как «полный вылет с катушек и превращение в катастрофу», реакция на сказанное и, возможно, какие-то конкретные антимасковские действия могут быть восприняты даже несимпатизирующими президенту вполне адекватно.
В то же время, согласно ряду наблюдателей, в США для новых партий наличествуют весьма серьёзные препоны, как, к примеру, необходимость регистрации в штате Калифорния организаторами либо почти 75 тысячами членов, либо сбор 1,1 миллиона подписей с целью попадания в избирательные бюллетени.
Поэтому экспертами не исключается, что масковские демарши преследуют цель всего лишь оказания давления на законодателей. Тем более, что недавний формат деятельности Маска на ответственном административно-политическом поприще не снискал ему, мягко говоря, даже минимальной славы. Унисонно чему он настроил против себя далеко не только членов Демократической партии, но и немало внешних сил — прежде всего, в лице партий, представители которых возглавляют правительства ведущих европейских стран.
Нет, речь здесь абсолютно не в ракурсе возможного вмешательства Евроконтинента в те или иные выборы в США. Другое дело, что эти партии могли бы создавать определённый положительный фон для имиджа Маска в качестве политика — в случае поддержки его кандидатуры и приближённых к нему лиц (имеется в виду активность в соцсетях и СМИ).

В любом случае, 6 июля прошла информация о поступлении документов на регистрацию Партии Америки в Федеральную избирательную комиссию США. На фоне чего СМИ цитируют высказанные Трампом сомнения, удастся ли когда-нибудь восстановить прекрасные отношения с Маском, который, в свою очередь, окрестил президента США «неблагодарным», поскольку без поддержки миллиардера тот с треском провалил бы выборы.
Как бы то ни было, за Трампом стоит сильный административный ресурс, который он пока ещё не задействовал против Маска. Но и без этого, только вследствие угроз Белого дома, наложившихся на негативное восприятие Маска даже многими из его бывших сторонников, к 6 июля акции Tesla уже упали почти на 15%.
В то же время эксперты не преминули подчеркнуть, что реальным лидером по итогам «политико-экономической перебранки» двух серьёзных фигур на американской сцене оказалась возглавляемая технологическим гением соцсеть X. Так что не исключена активизация букмекерских контор, могущих приступить к приёму ставок на ответ на вопрос: кто станет окончательным победителем «в споре сильных», один из которых находится в кресле правителя мощнейшего государства, обладающего сильнейшей армией мира, а другой «держит в кармане» транснациональные корпорации баснословной стоимости.
Хотя кому — ставки, а кому — политическое долголетие.


