Эксперты: Китай заинтересован в использовании транспортных возможностей Южного Кавказа, Азербайджана в большей степени
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Minval.
Азербайджан и Китай активно расширяют свое сотрудничество, вышедшее на уровень стратегического партнерства. Растет товарооборот, стороны намерены усилить взаимодействие не только в области торговли, но и в сфере цифровой экономики, зелёной энергетики и инфраструктуры. Кроме того, для обеих стран растет значение таких проектов, как Средний коридор.
Какими видятся отношения Пекина и Баку на фоне политики Вашингтона и в условиях постоянного торгового и экономического давления Дональда Трампа на Китай? На эту тему в беседе с Minval.az высказались эксперты. Доктор экономических наук, профессор, депутат четырех созывов Милли Меджлиса Азербайджана Руфат Гулиев:
«Азербайджан в последние годы активно укрепляет отношения с ведущими странами, особенно с государствами азиатского региона, и, конечно, номером один тут выступает Китай, потому что китайская экономика, согласно показателям ВВП, занимает второе место после США. Но если брать в пересчете на паритет покупательной способности валюты, то тут экономика Китая выходит на первое место. У КНР самая мощная инновационная экономика. Нам это очень важно и интересно, в том числе с точки зрения цифровой экономики, зеленой энергетики, торговли, в которых наши отношения крепнут. Несмотря на то, что Азербайджан несоизмеримо маленький по сравнению с Китаем, мы заинтересованы в сотрудничестве. Китаю интересен Средний коридор, транспортно-коммуникационные связи. Сегодня логистические и транспортные связи делают наши отношения крепче», — сказал Гулиев.
Кроме того, по его словам, мы достаточно хорошо друг друга понимаем и поддерживаем, в том числе и в вопросах внешней политики. Этот интерес проявился, когда в Азербайджане побывал с визитом завотделом международных связей ЦК Компартии Китая. Тут есть интересный момент – руководство обеих стран провозгласило, что мы являемся стратегическими партнерами, что не просто констатация факта. Не очень много государств могут похвастаться таким уровнем отношений. Они нацелены на будущее, а экономика Азербайджана идет довольно хорошими темпами, мы демонстрируем хорошие макроэкономические показатели. Нам интересны технологии Китая, транспортно-коммуникационные возможности, торговля.
«Надо отметить, что на сегодняшний день в Азербайджане много китайских компаний. Одна крупная китайская компания в Сумгайыте с инвестициями в размере 50 млн долларов выпускает кафель и метлах. В скором времени они планируют вложить еще 50 млн долларов. Это предприятие экспортирует свою продукцию в 5-6 стран, а это достаточно весомый вклад в экономику. Но нам больше всего интересны технологические прорывы Китая. Особенно после того, как Пекин усилился на фоне глобальных вызовов. Китаю стало интересно сотрудничать с теми странами, где наблюдается стабильное политическое и экономическое развитие. А поскольку мы не входим в какие-либо военные блоки и не планируем размещать у себя военные базы, а также участвуем в разного рода экономических союзах и инициативах, то мы представляем интерес для Пекина.
Думаю, что будущее у азербайджано-китайских отношений и в политическом, и экономическом, и инвестиционном плане достаточно хорошее, прагматичное. Мы с надеждой смотрим на их дальнейшее развитие в будущем», — отметил депутат.
Доктор юридических наук, доцент, старший преподаватель Гётеборгского университета (Швеция) Камал Макили-Алиев считает, что в условиях того, что происходит в настоящее время на международной арене, мы будем наблюдать как минимум среднесрочную торговую войну между США и Китаем, потому что введенные американским президентом Дональдом Трампом тарифы фактически означают вызов тому государству, с которым у США самые большие проблемы с дефицитом торгового оборота, который сам по себе ничего на значит, но для Трампа, судя по всему, имеет серьезное значение. Это также означает, что Китай предпримет ответные меры, потому что он будет заинтересован в сохранении своего статус-кво и расширении экономической мощи. На данном фоне Китай также будет захватывать те торговые рынки и торговые пути, которые США будут оставлять за счет того, что внешний торговый оборот из-за этих тарифов будет, конечно же, становиться слабее.
«С одной стороны, это делается для того, чтобы вернуть в США производство, как говорит Трамп, хотя не факт, что эта стратегия сработает. С другой, все равно такие тарифы сильно ослабляют внешнюю торговую силу. Поэтому Китай будет полностью сконцентрирован на том, чтобы получить от этого как можно больше выгоды. Роль такого стратегического пространства, как Южный Кавказ и Азербайджан – государства, которое играет лидирующую роль, его стратегическая значимость будет расти, в том числе и для Китая. Это будет означать, что Китай заинтересован в использовании транспортных возможностей Южного Кавказа, Азербайджана в большей степени, что и происходит сейчас. Как мы видим, идет тренд на увеличение. Думаю, что международная ситуация только ускорит эти процессы», — сказал доцент.
Что касается в целом отношений между Китаем и Азербайджаном, то он убежден, что эти связи будут только углубляться: состоится визит президента Ильхама Алиева в Китай, будут обговорены вопросы структуризации визитов представителей китайского политического руководства в Азербайджан, будут созданы торговые комиссии, укрепятся парламентские связи.
«Это все будет в самое ближайшее время, что говорит о том, что Баку развивает торговые связи с Пекином уже совершенно на другом уровне, возможно, это будут вопросы, связанные с обменом товарами и услугами в более стратегическом плане. Думаю, что Азербайджан будет заинтересован в получении технических инноваций из Китая, поскольку КНР становится экспортером инноваций. А Азербайджану очень важно иметь доступ к новым технологиям для развития внутреннего производства, внутреннего рынка, чтобы оставаться конкурентноспособным. Думаю, что будет серьезно развиваться автомобилестроение и автомобильная торговля, потому что уже сейчас видно, что Китай присутствует на азербайджанском рынке. Считаю, что это направление будет только развиваться. Кроме того, будут подниматься вопросы энергетического коридора через Каспийский бассейн и Азербайджан, в том числе по вопросу региональной безопасности», — заключил Макили-Алиев.


