Мир, границы и коммуникации Эксперты о ближайших перспективах Южного Кавказа
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Caliber.az.
На днях на заседании постоянной парламентской комиссии Национального собрания Армении по евразийской интеграции и региональным вопросам выступил министр экономики Геворг Папоян, заявивший, что Турция и Азербайджан уже решили свои задачи.
Он отметил, что именно в целях реализации этих задач Баку и Анкара ранее закрыли границу с Арменией.

«Турция и Азербайджан закрыли свои границы с Арменией с целью её ослабления, экономической нейтрализации и окончательного решения поставленных задач», – сказал Папоян.
Министр подчеркнул, что если в Армении хотят продолжить прежнюю политику и окончательно уничтожить собственное государство, он выступит против этого и сделает всё возможное, чтобы этого не допустить.
«Я сделаю всё для открытия армяно-турецкой границы и развития армянской экономики», – заявил представитель правительства.
Известно, что переговоры между Арменией и Турцией о возможном открытии границ продолжаются. Обсуждается также вопрос восстановления региональных коммуникаций с Азербайджаном.
Однако, как известно, для реализации этих планов Баку и Анкара выдвигают ряд условий армянской стороне. И, возможно, Папояну стоило бы прежде всего задаться вопросом, готово ли его правительство пойти на выполнение этих условий?
Своими мыслями об этом поделились с Caliber.Az известные эксперты.

Политический аналитик из России Михаил Нейжмаков отметил, что сигналы вовлечённых сторон свидетельствуют: многие нюансы разблокирования транспортных коммуникаций в регионе по-прежнему не согласованы.
«Вспомним реплику главы МИД Армении Арарата Мирзояна от 10 сентября 2025 года о том, что «есть много технических условий, по которым нужны переговоры».
Анкара, насколько можно судить, исходила из того, что предпримет ключевые шаги по нормализации отношений с Ереваном уже после подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. По крайней мере, глава МИД Турции Хакан Фидан в сентябре называл именно это условие отправной точкой, после которой его страна «быстро нормализует отношения с Арменией».
Внутри самой Армении перспектива открытия границы с Турцией и разблокирования транспортных коммуникаций с Азербайджаном, безусловно, будет подвергаться критике со стороны оппозиции. Это может дополнительно осложнить ход публичных переговоров в период решающей фазы подготовки к парламентской кампании в Армении – как минимум весной и в начале лета 2026 года.
Нельзя исключать, что основные параметры разблокирования коммуникаций между Баку и Ереваном могут быть согласованы ещё до официального старта этой предвыборной кампании. Недаром Хакан Фидан говорил о вероятности подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией в первой половине 2026 года, что могло бы создать дополнительную «точку опоры» и для диалога о разблокировании коммуникаций.
Однако не менее вероятен сценарий, при котором вопрос транспортных коммуникаций останется подвешенным до завершения предвыборной гонки и формирования нового правительства Армении по её итогам», – отметил эксперт.
Он также не исключил, что формирование нового состава правительства летом 2026 года может сопровождаться уличной активностью оппозиции.
«Да и сценарии парламентских выборов могут быть разными. Вполне вероятен выход правящей партии «Гражданский договор» на первое место, но сохранение абсолютного большинства за сторонниками Никола Пашиняна в парламенте нового созыва будет, как минимум, весьма сложной задачей.

Действующему премьеру Армении в 2026 году придётся либо существенно нарастить поддержку, либо иметь на оппозиционном фланге тайного союзника, который сначала соберёт часть протестных голосов, а затем вступит с ним в коалицию.
В противном случае может повториться ситуация, аналогичная муниципальным выборам в Гюмри весной 2025 года, когда «Гражданский договор» стал лидером гонки, но не получил абсолютного большинства в Совете старейшин и не смог найти союзников для формирования коалиции под своей эгидой.
Можно предположить, что даже при благоприятном ходе переговоров ключевые практические шаги по разблокированию коммуникаций в регионе будут отложены, по крайней мере, до завершения парламентской кампании, то есть до лета 2026 года. Косвенно на это указывают договорённости, достигнутые по итогам встречи в сентябре 2025 года спецпредставителей Турции и Армении по нормализации отношений Сердара Кылыча и Рубена Рубиняна, которые сообщили о планах подготовки к организации регулярного авиасообщения между странами именно к следующему лету.
Возможно, Баку и Ереван, планируя первые практические шаги по разблокированию транспортных коммуникаций, будут ориентироваться на схожие временные рамки», – предположил Нейжмаков.

Политический обозреватель Мурад Сададдинов в свою очередь напомнил, что дипломатические отношения между Турцией и Арменией были прерваны и границы закрыты в результате оккупации армянской стороной азербайджанских земель.
«В последующий период турецкая сторона всегда заявляла, что пока армянские вооружённые силы не покинут оккупированные территории, ни о каком восстановлении дипломатических отношений и открытии границ не может быть речи. Даже в самый трудный период, когда Турция подвергалась сильному давлению со стороны Соединённых Штатов и европейских структур, Анкара, несмотря на это давление, не открывала границы и не восстанавливала дипломатические отношения.
Сегодня, да, определённые вопросы решены. Азербайджан восстановил свою территориальную целостность и суверенитет над всей территорией. Армянских вооружённых сил здесь нет, однако остаются вопросы, которые необходимо довести до конца.
Турецкая сторона всегда подчёркивала, что готова восстановить дипломатические отношения с Арменией и открыть границы только после урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Под этим подразумевается, в первую очередь, подписание мирного договора. Вот когда этот договор будет заключён, когда будут решены вопросы, связанные с Зангезурским коридором, тогда, я думаю, Турция пойдёт на восстановление отношений и открытие коммуникаций», – сказал эксперт.
По его словам, не стоит забывать, что существуют силы – как внутри Армении, так и за её пределами, – которые не заинтересованы в открытии границ и восстановлении отношений, поскольку понимают: в этом случае влияние Турции в Армении усилится, а возможности деструктивных внешних акторов будут сведены к минимуму.
«В этом контексте важно отметить, что сформированная в Армении оппозиция, выступающая против Пашиняна, ставит одной из своих целей недопущение восстановления отношений между Арменией и Турцией.
Я напомню, как в своё время на российских телеканалах бывший президент Армении Роберт Кочарян заявлял, что нельзя допустить восстановления отношений с Турцией и открытия коммуникаций, поскольку в этом случае влияние Анкары в Армении усилится, а оппозиция потеряет возможность использовать страну как плацдарм внешних сил для провокаций на Южном Кавказе.
Сегодня мы видим, что влияние Азербайджана и Турции в регионе очень велико. Политика нынешнего правительства Еревана направлена на восстановление отношений с Азербайджаном, скорейшее подписание мирного договора и восстановление отношений с Турцией.
Последние заявления премьер-министра Пашиняна, а также известные события августа этого года – достижение договоренностей в США – показывают, что руководство Армении стремится к этому.
Кроме того, сегодня существует серьёзная сила в мире, поддерживающая эту политику, – в лице президента США Дональда Трампа. Поэтому, несмотря на протесты реваншистских оппозиционных сил, нынешнее руководство Армении, я уверен, сможет добиться подписания мирного договора с Азербайджаном, что повлечёт за собой открытие границ и восстановление отношений с Турцией», – заключил Сададдинов.


