Эксперты о рисках для Турции из за требований США не препятствовать использованию сирийского неба
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Minval.
Для Анкары, конечно, противостояние США и Ирана или потенциальный конфликт между ними – серьезнейшее испытание, потому что Иран для Турции является очень важным экономическим и торговым партнером, в том числе в сфере энергетики, в частности в приграничных районах. Об этом Minval.az сказал востоковед, преподаватель мировой экономики и международных отношений Института управления Президентской Академии (РАНХиГС) Юрий Мавашев, комментируя сообщения о том, что США намерены попросить Турцию не препятствовать использованию воздушного пространства Сирии в случае конфликта с Ираном и сохранять нейтралитет.

«Кроме того, совершено очевидно, что турецко-иракский проект «Путь развития», коридор, который должен пройти через весь Ирак от порта Эль-Фао и дальше в Турцию, окажется под угрозой срыва, если случится дестабилизация ситуации в Иране. Поскольку Иран и Ирак граничат, в Ираке существует очень крупная шиитская община. И в этой связи, конечно, для Турции это станет большим испытанием, поскольку ей придется пересматривать ряд своих установок относительно Ирана, а они категорически этого не хотят», — сказал политолог.
Востоковед также отметил, что 60% иракского населения составляют шииты, а это означает, что они так или иначе связаны с Ираном: «И тут возникает вопрос: если Турция будет вынуждена занимать четко выраженную антииранскую позицию или ту позицию, которую в Иране трактуют таким образом, то очень сомневаюсь, что местные шииты позволят проекту «Путь развития» быть».
«Другой момент связан с иранским газом, а его отсутствие тоже станет для Турции проблемой. Поскольку Турция полностью на нем не завязана, с точки зрения внутреннего рынка, так как есть еще и российский, азербайджанский, но это все же подорвет в значительной степени планы Турции стать газовым хабом, о чем власти страны неоднократно заявляли. Этот момент очень многогранный и весьма рискованный», — считает политолог.
Отвечая на вопрос о том, что может Вашингтон предложить Анкаре взамен на выполнение своих требований, Мавашев отметил, что если США постараются как-то реанимировать военно-техническое сотрудничество, то возникает вопрос о том, как можно менять одно на другое, ведь, как известно, причина военно-техническое сотрудничества между Турцией и США ушла в прошлое, либо отложена.
«Но это не было связано с Ираном. И тут появляется очень много вопросов. Вся политика Турции на Ближнем Востоке, словно карточный домик, может рассыпаться, если США предпримут шаги по поддержке Израиля против Ирана, например, или сами проведут какую-то операцию против Ирана.
Кроме того, Турцию также будет беспокоить вопрос беженцев. Любая попытка со стороны США решить проблему Ирана силовым образом будет означать для Турции огромную проблему — сумасшедший поток беженцев, который никому не нужен. Тем более что в самой Турции ситуация накалена, как известно, там власти и оппозиция выясняют отношения. Пока в этом смысле непонятно, к чему это может привести, как это повлияет на внутренний баланс в Турции. Этого никто не может знать», — заключил Мавашев.
Доктор юридических наук, доцент, старший преподаватель Гётеборгского университета (Швеция) Камал Макили-Алиев также считает, что данный момент будет вопросом тонкой дипломатии для Турции, «потому что даже сохранение нейтралитета в случае теоретического нападения США на Иран в рамках нанесения ударов по его объектам ядерной инфраструктуры для Турции, конечно, несет определенные серьезные риски».

«Турция в этом отношении будет больше лавировать. Даже не могу предположить, что США могут предоставить ей, чтобы такой риск для Анкары был оправдан», — добавил он.
В принципе, с одной стороны, по словам эксперта, Турция, сохраняющая нейтралитет, официально может сказать, что не будет препятствовать использованию воздушного пространства Сирии, но в то же время это поставит Турцию в один ряд с государствами, которые считаются недружественными Ирану.
«Учитывая границу между Ираном и Турцией, их общий интерес на Ближнем Востоке, сложно прогнозировать, как Турция сможет это преподнести, чтобы серьезно не испортить отношения с Ираном, потому что, естественно, Иран понимает, что использование воздушного пространства Сирии не может случиться без разрешения на то Анкары», — сказал он.
Политолог считает, что Турция вынуждена будет совершать серьезные дипломатические маневры.
«Думаю, что в конечном итоге она не скажет ни да ни нет, и будет каким-то образом пытаться, одновременно не обидев Трампа, все же препятствовать возможности использования сирийского неба.
«Нападение США и Израиля на энергетическую инфраструктуру Ирана не только невыгодно для Турции, но и несет огромное количество рисков для всего региона, в чем Анкара не заинтересована – уж слишком много непредвиденных последствий могут возникнуть и испортить Анкаре ее собственную внешнюю политику в регионе», — заключил Макили-Алиев.


