Эльчин ИСМАЙЛОВ: Сам не знал, почему так поступали со мной. Мне никогда не приводили внятных доводов
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Azerisport.
Ветеран азербайджанского дзюдо, победитель последней Спартакиады народов СССР в 1991 году, бывший тренер мужской и женской сборных нашей страны Эльчин Исмайлов дал интервью azerisport.com.
В 2017 году вы возглавляли женскую сборную. Позже, в 2019-21 годах, были помощником тренера в мужской команде. Расскажите, пожалуйста, о чем вы занимаетесь сейчас.
В настоящее время я работаю тренером в Шушинской детско-юношеской спортивной школе. Кроме того, провожу тренировки еще в одном зале. В общей сложности у меня занимаются около 30 детей. Они тренируются с большим энтузиазмом. Я бы даже сказал, что в этом плане есть значительная разница между теми, кто приходит в дзюдо, и теми, кто выбирает другие виды спорта. Среди моих воспитанников есть и чемпион Европы до 23 лет Назир Талыбов (66 кг), также добившийся успехов на турнирах Кубка континента.
Мы знаем, что ваша спортивная карьера была довольно непростой. Несмотря на то, что вы неоднократно становились чемпионом СССР и побеждали на международных турнирах, на отборочных этапах к главным соревнованиям перед вами постоянно ставили различные преграды. Почему с вами так поступали?
Поверьте, я и сам этого не знал. Точнее сказать, мне никогда не приводили внятных доводов. С 1988 по 1992 год я находился на пике формы. Но из-за этих преград моя энергия, сила и стремление были попросту загублены. Факт остается фактом: в тот период я вполне мог стать призером чемпионата мира и даже Олимпийских игр. В 1988 году я выиграл молодежное первенство СССР, затем одержал победу на сильном международном турнире в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Итальянский дзюдоист, которого я там обыграл, позже стал серебряным призером Олимпиады-1996 в Атланте. Позже я выиграл турнир в Венгрии. Но в том же году на первенство Европы поехал молдавский спортсмен. Причина этого так и осталась непонятной. От отчаяния я даже плакал навзрыд. Подобное повторялось и в дальнейшем.
И позже подобные случаи повторялись. Среди тех, кого я побеждал, есть и чемпионы мира, и даже двукратный олимпийский призер, нынешний главный тренер сборной Азербайджана Рихард Траутман. Хотя он теперь говорит, что этого не помнит. Я был особенно силен в партере. Моим личным наставником был Тарлан Гасанов – тренер олимпийского чемпиона Хидаята Гейдарова. Он и сейчас, при каждом удобном случае, с восхищением говорит о моем мастерстве в партере.
Ваша спортивная карьера совпала по времени с периодом выступления олимпийского чемпиона Назима Гусейнова, вы боролись в одной весовой категории. Как вы вспоминаете вашу конкуренцию с ним?
Сам Назим Гусейнов признает, что я был одним из его самых сильных соперников не только на уровне Азербайджана, но и всего Союза. Правда, публично – ни в эфире, ни в интервью – он этого не говорил (смеется). Но в кругу друзей и знакомых он это неоднократно отмечал. Мы с ним друзья, я его очень уважаю и люблю. Несмотря на титул олимпийского чемпиона, он остается чрезвычайно простым человеком. Мы встречались на татами несколько раз: бывало, побеждал он, бывало – я. В определенный период по результатам я даже опережал его. Сам Назим отмечал, что если бы вместо него на Олимпиаду-1992 в Барселону поехал я, то тоже смог бы завоевать медаль. Но все это уже в прошлом. На Олимпиаду отправился Назим, и, проявив настоящий мужской характер, стал олимпийским чемпионом.
Ваша работа в мужской сборной как тренера пришлась на трудный период – годы пандемии. На Олимпиаде-2020 в Токио не удалось завоевать медаль. В связи с этим в адрес руководства федерации, а также главного тренера сборной, украинца Руслана Машуренко, звучало немало критики. Хотелось бы услышать и ваше мнение о тех событиях.
Во время пандемии тренироваться было действительно очень сложно. Условия оставляли желать лучшего. Главный тренер сборной Руслан Машуренко был направлен к нам международной федерацией. Несмотря на то, что он был олимпийским медалистом как спортсмен, тренерского опыта у него не было. После того как на Олимпиаде не удалось завоевать медаль, местная федерация приняла решение уволить его вместе со всем тренерским составом.
Я сам по натуре человек трудолюбивый. И по сей день я дышу дзюдо. Работа в сборной для меня имела особую ценность. Мой собственный вес и сейчас невелик, но при необходимости я был спарринг-партнером даже для спортсменов более тяжелой весовой категории.
На Олимпиаде-2024 в Париже чемпионами стали Хидаят Гейдаров и Зелим Коцоев, которые входили в состав «милли» и в то время, когда в ней работали вы. Коцоев боролся в Токио, а вот Гейдаров остался в тени своего опытного товарища по команде Рустама Оруджева. Как думаете, что было бы, если бы в Токио отправился не Оруджев, а Гейдаров?
В то время Оруджев находился на пике своей карьеры и был сильнее Хидаята. Просто жеребьевка сложилась так, что в 1/4 финала Рустам встретился с японской легендой Сехеем Оно, которого никогда не мог победить, в том числе, и в финале Олимпиады-2016 в Рио. Окажись Оруджев в другой подгруппе, он вполне мог бы выйти в финал. Поэтому, на мой взгляд, тогда был выбран справедливый выбор.
Вы всегда отличались интересным стилем боя. А чей стиль вам нравится в современном азербайджанском дзюдо?
Я бы в этом плане отметил Эльджана Гаджиева и Мурада Фатиева. У Мурада не такой богатый технический арсенал, но мне нравится его бойцовский характер. В весовой категории 60 кг в последнее время заметен прогресс у Ахмеда Юсифова, что меня радует. К сожалению, на последнем чемпионате мира он проиграл на старте японцу Нагаяме, который позже стал чемпионом. Хотя Ахмед был близок к победе. В той же категории хорошо выступает Туран Байрамов, но ему еще есть куда расти. К сожалению, в весе 66 кг у нас пока нет стабильно выступающего дзюдоиста. Мой воспитанник, Назир Талыбов, тоже борется в этой категории. В этом году он выиграл Кубок Европы, затем участвовал в Универсиаде, но успеха там не добился. Он проиграл в схватке, по ходу которой вел за счет «ваза-ари».
Что вы думаете о будущем Талыбова?
Ему всего 24 года, он может стать как минимум лучше, чем сейчас. Мы часто общаемся и встречаемся. Я даю ему советы, объясняю ошибки.
В целом хочу отметить один момент: у многих наших спортсменов на татами заметно волнение. Я сам долгое время боролся, и по лицу дзюдоиста сразу вижу, испытывает ли он тревогу. Я считаю, что это сильно мешает им. С этим нужно работать.
Сахиб Асадбейли


