Ереван и ОДКБ: кто отвечает за безопасность Армении?
Icma.az, ссылаясь на Vesti, передает Ереван и ОДКБ: кто отвечает за безопасность Армении?.
В феврале прошлого года премьер-министр Армении Никол Пашинян официально объявил о приостановке участия страны в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), мотивируя это решение невыполнением организацией своих обязательств в 2021–2022 годах.
С момента этого заявления прошел год. Решение стало неожиданностью для России, однако Москва сохраняла сдержанность. Тем временем Армения продолжала отходить от своего традиционного союзника в пользу сближения с Западом. В течение года были предприняты значительные шаги в сторону США, с которыми было подписано соглашение о стратегическом партнерстве, а также Евросоюза, для интеграции в который армянский парламент одобрил соответствующий законопроект.
Несмотря на сдержанную позицию России, отдельные официальные лица выражались по этой теме достаточно прямолинейно. Так, посол РФ в Ереване Сергей Копыркин заявил, что альтернативных вариантов обеспечения безопасности Армении в регионе Южного Кавказа, кроме России, не существует. Что это - угроза? Однако Пашинян, судя по всему, проигнорировал этот сигнал: сразу после визита в США он отправился во Францию, чтобы «сверить американские и европейские часы».
В то же время, несмотря на прозападный курс, Армения до сих пор не вышла ни из одного соглашения с Россией или организациях, хотя евроинтеграция делает невозможным одновременное участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Однако серьезных шагов в этом направлении в ближайшее время не ожидается. Согласно докладу Службы внешней разведки Армении, в 2025 году членство в ОДКБ останется в состоянии «заморозки», что свидетельствует о намерении Еревана пока не выходить из организации.
Дополнительный фактор неопределенности — конституционная реформа в Армении. По словам министра юстиции РА Србуи Галян, текст новой Конституции должен быть готов до парламентских выборов 2026 года. В Азербайджане это восприняли как сигнал к возможному исключению территориальных претензий из основного закона. Однако Галян на пресс-конференции назвала такие ожидания абсурдными, подчеркнув, что действующая Конституция не препятствует подписанию мирного соглашения и не содержит территориальных претензий к третьим странам.
Возникает вопрос: насколько заявления о том, что нынешняя Конституция Армении не мешает заключению мирного договора, соответствуют действительности, если Азербайджан открыто заявляет, что подписание соглашения невозможно без соответствующих изменений? Тем не менее, подобное расхождение между заявлениями и реальными шагами армянской стороны не являются чем-то новым.
Итак, в настоящее время перед Арменией стоят три ключевые задачи: заключение мирного соглашения с Азербайджаном, интеграция в ЕС и окончательный выход из-под влияния России без значительных экономических потерь.
Для выполнения этих пунктов Армении потребуется изменить Конституцию до 2026 года. При этом власти, вероятно, сделают акцент на адаптации законодательства под европейские нормы, а возможное исключение ссылок на Декларацию независимости, содержащую территориальные претензии к Азербайджану, может быть оставлено без официальных заявлений и станет известно лишь при детальном изучении нового основного закона.
После устранения главного препятствия на пути к подписанию мирного соглашения и сделав серьезный шаг к евроинтеграции, Пашинян сможет приступить к окончательному «дистанцированию» от России. Однако, как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, вступление в ЕС приведет к потере Арменией 80% основного экспорта. Пашинян осознает, что выход из ЕАЭС неизбежен, но остается вопрос: как Армения компенсирует потери? Вряд ли армянский коньяк окажется настолько востребованным в Европе и США, чтобы покрыть исчезнувший рынок сбыта. Тем не менее, очевидно, что Франция, США и Иран, с которым также готовится соглашение о стратегическом партнерстве, не позволят Армении «утонуть» в остатках своего не проданного коньяка.
Что все это означает для Азербайджана?
Во-первых, окончательное подписание мирного договора. Хотя Азербайджан не столь заинтересован в нем, как Армения, этот документ поспособствует стабилизации ситуации в регионе. Во-вторых, на фоне ухудшения азербайджано-российских отношений из-за сбитого азербайджанского гражданского самолета AZAL Армения может отозвать свою подпись под трехсторонним соглашением от 9 ноября 2020 года. В таком случае вопрос Зангезурского коридора может решаться без участия России, что соответствует интересам Пашиняна, который неоднократно подчеркивал, что контроль над коммуникациями на территории Армении должен оставаться исключительно в руках Еревана.
![see](https://icma.az/template/assets/label.png)
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)