ЕС в пучине миграционного кризиса Экспертные мнения на
По материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Канцлер ФРГ Фридрих Мерц допускает отправку беженцев в третьи страны и выступает за «более решительную борьбу» на уровне ЕС с нелегальной миграцией. Об этом сообщает «Дойче Велле». Соответствующее заявление он сделал в ходе встречи с главой правительства Италии Джорджей Мелони в Риме.
«Прежде всего, мы хотим быстро внедрить новые ограничительные европейские правила предоставления убежища. Мы также хотим углубить сотрудничество с третьими странами в этом контексте. Инициативы, предпринятые Италией в последние месяцы, особенно в сотрудничестве с рядом стран Средиземноморья, оказались чрезвычайно успешны. Это хорошие инициативы, которые мы в Германии поддерживаем», — сказал Мерц.
Прежде Италия также договорилась с Албанией о размещении беженцев, спасённых в Средиземном море, в центрах приёма на территории этой страны. Там они должны находиться до тех пор, пока итальянские власти рассматривают их ходатайства. Однако в настоящее время в Албании нет беженцев, поскольку судебные разбирательства задерживают их размещение. С конца 2024 года Европейский суд в Люксембурге проводит проверку соответствия этих центров приёма законодательству ЕС.
«Мы знаем о трудностях, включая принятые в Италии судебные решения, например, в отношении сотрудничества с Албанией. Но, конечно, это все еще может быть вариантом», — далее сказал Мерц.
Он добавил, что «это вклад в уменьшение проблемы, но не ее решение».
Похоже, Германия в последнее время всерьез озабочена проблемами, которые доставляют радикалы и террористы, проникающие в страну вместе с обычными беженцами. 15 мая новый федеральный министр внутренних дел Германии Александер Добриндт объявил об ужесточении миграционной политики правительства. Для этой цели был выбран пограничный переход неподалеку от Киферсфельдена, живописного городка в Баварии у подножия австрийских Альп. В присутствии главы федеральной полиции ФРГ Дитера Романа глава МВД напомнил многочисленным журналистам, что консерваторы еще во время предвыборной кампании заявили о необходимости объявить войну нелегальной миграции и теперь намерены выполнить свои обещания.
В течение многих лет любому, кто каким-либо способом добирался до Германии и заявлял, что хочет попросить убежища, разрешалось въехать в страну. Теперь, в отличие от прошлых лет, просителей убежища будут разворачивать обратно на границе, то есть не впускать в страну.
Напомним, в ночь на воскресенье, 18 мая, 35-летний гражданин Сирии напал с ножом на посетителей бара в Билефельде. Были ранены пять человек, трое из них находятся в тяжелом состоянии, еще один — в критическом. Это четыре юноши и девушка в возрасте от 22 до 27 лет. Нападавший оставил там бутылку с жидкостью, пахнувшей бензином. Он «нападал на людей без разбора», говорится в пресс-релизе прокуратуры и полиции.
Итак, могут ли все вышеописанные меры помочь Европе избавиться от неконтролируемой миграции? Навести какой-то порядок в этой сфере? Исключить проникновение террористических элементов?
Своим мнением на сей счёт поделились с Caliber.Az известные европейские эксперты.

Польский аналитик из Жешувского университета, главный редактор журнала «Кавказ: прошлое, настоящее, будущее» Дариуш Попек отметил, что речь здесь идет о проблеме, которая нарастала в течение длительного времени в результате многолетнего процесса приема беженцев, в основном из арабских и африканских стран.
«Это было, в частности, связано с различными конфликтами, которые продолжались и продолжаются в этих регионах. Этот процесс набирал обороты и был связан также с неконтролируемым прибытием в ЕС людей, стремящихся улучшить свое положение по экономическим причинам. Следствием этого процесса и созданных условий стал приезд определенного числа людей, связанных с исламскими экстремистскими или преступными группировками. Примером этого служат террористические атаки и рост преступности в отдельных странах.
Как ЕС, так и каждое из государств-членов предприняли и предпринимают различные действия по преодолению возникшего кризиса в соответствии с их ситуацией. В частности, приграничные страны, подверженные новым волнам беженцев, такие как Испания, Греция, Италия и Польша предпринимают ряд собственных инициатив, поскольку эта проблема касается их напрямую. Германия, Австрия, Нидерланды и другие страны ЕС сталкиваются с проблемами, вызванными большим числом принятых ими беженцев и вытекающими из этого проблемами внутренней безопасности. Власти этих стран вынуждены предпринимать такие действия, поскольку нынешняя политика ЕС в целом и преимущественно левых политических партий, правящих в отдельных странах ЕС, больше не находит общественного признания», - подчеркнул историк.
Примером, говорит он, может служить Польша, которая в последние годы столкнулась с кризисом беженцев, в основном из арабских и африканских стран, прибывающих в Польшу из Беларуси.
«Чтобы взять ситуацию под контроль, Польша потратила и планирует потратить еще миллиарды долларов на безопасность и инфраструктуры, необходимых для контроля границы и обеспечения безопасности как своих граждан, так и ЕС в целом, поскольку это внешняя граница ЕС.
В данном контексте проблема беженцев, экономических мигрантов, нелегальных иммигрантов — это лишь один из проблемных вопросов, который обусловил недавние изменения в подходе к этой проблеме, особенно в ЕС. Поэтому нам нужно взглянуть шире.
В последние десятилетия XXI века, после снижения значимости России и победы в войне с исламским терроризмом, страны так называемой западной цивилизации, особенно ЕС и США, сосредоточились на реализации политики свободной торговли (включение Китая во Всемирную торговую организацию и попытка нормализации отношений с Россией через экономическую зависимость); защите окружающей среды и устойчивого развития (так называемый «Зеленый курс», инвестиции в возобновляемые источники энергии); и либеральных идеях и правах человека (гендерное равенство, гендерная идентичность, культурное разнообразие, защита беженцев), поддерживаемых большинством обществ в периоды экономического развития и процветания.
В то же время в текущем десятилетии миру в целом пришлось столкнуться с чередой последовательных кризисов, периодов неопределенности и социальной нестабильности. В частности, пандемия COVID-19, война в Украине, соперничество США и Китая, угрожающее мировой торговле, и нынешний разворот в политических и экономических соглашениях, инициированный США», — напомнил аналитик.
Это, отмечает он, привело к росту правых настроений, которые были использованы политическими движениями в разных странах.
«Примером этого является избрание Дональда Трампа президентом США и рост популярности правых партий во многих странах ЕС (например, в Венгрии, Польше, Нидерландах, Словакии, Дании, Швеции, Германии, Франции, Италии). В то же время в периоды кризисов наблюдается снижение популярности эгалитарных политических идей, продвигаемых левыми партиями, поскольку они не были такими реальными и повседневными, как те, с которыми сегодня приходится иметь дело западным обществам.

Концепция социально, цивилизационно и экономически развивающегося мира (общества), основанного на взаимном уважении и сотрудничестве, прекрасных и возвышенных идеях, к которым нужно стремиться, предлагаемая до сих пор левыми партиями, была жестоко опровергнута нынешней реальностью, с которой приходится иметь дело жителям богатых западных стран. Обещанный рост и развитие богатства, доступность всех ресурсов для широких слоев общества оказываются доступными лишь все более узкой его части (богатым). Однако большинству общества приходится иметь дело с проблемами, которые возникают в результате реализации политики левых партий (например, защита окружающей среды – рост цен на энергоносители, рост издержек ведения бизнеса; неконтролируемая эмиграция – рост чувства угрозы, преступность, отсутствие ассимиляции и общественного признания и т. д.).
В результате социальной неудовлетворенности на первый план выходят политические требования, ориентированные на вопросы обеспечения экономической, внутренней и внешней безопасности. Забота о собственных (национальных) экономических интересах, создание собственного военного потенциала как инструмента проведения независимой политики (и война как средство политического давления), а также ориентация на политику внутренней безопасности, что проявляется в действиях по сокращению притока нелегальной эмиграции в ЕС/США и ее контроля.
Это также приводит к изменению политических требований, выдвигаемых основными центристскими и левыми партиями в ЕС (например, Германия, Франция, Польша), которым пришлось изменять свой нынешний курс, чтобы защитить свое политическое влияние и сохранить власть.
Отсюда и различные инициативы и действия, предпринимаемые в настоящее время, т. е. попытки регулировать и контролировать потоки мигрантов таким образом, чтобы обеспечить наивысший уровень безопасности и социальной интеграции.
Однако и ЕС, и США в ближайшие десятилетия этого века потребуется больше мигрантов для обеспечения дешевой рабочей силы и поддержания уровня экономического развития в эпоху политической и экономической конкуренции в многополярном мире. Потому что экономический потенциал является основой для защиты и развития собственных интересов и политических целей, в том числе реализуемых путем военных действий.
В то же время мы должны учитывать, что в глобальном масштабе в следующем десятилетии мы увидим некоторое разрешение нарастающего конфликта между США и Китаем, крупнейшими экономиками мира, к которому обе страны усиленно готовятся.
В этом контексте ЕС придется в ближайшие годы сосредоточиться на урегулировании своей внутренней ситуации и укреплении своего потенциала по управлению кризисами, чтобы иметь возможность противостоять самому серьезному вызову, с которыми миру придется столкнуться после Второй мировой войны», - делает вывод Попек.

Аналитик, издатель и главный редактор журнала Neue Zeiten и YouTube-канала Neue Zeiten TV (ФРГ) Александр Черкасский отметил в свою очередь, что задача борьбы с нелегальной миграцией имеет две стороны.
«С одной стороны необходимо остановить поток беженцев из стран Ближнего Востока, Афганистана и Северной Африки. Новое правительство Германии пытается что-то сделать, но нет уверенности что хватит политической воли и материальных ресурсов (наличие достаточного количества полицейских сил и их материально-технического обеспечения). Шаги в этом направлении могут быть сдержаны партнерами по коалиции – социал-демократами.
Второй фактор - это уже живущие в Германии беженцы, которых необходимо поощрять к возвращению домой или депортировать тех, у кого есть предписание покинуть страну.
В целом я испытываю пессимизм по поводу способности правящей коалиции решить эту проблему», - заключил Черкасский.


