Внешнеполитическая лотерея Армении Экспертные мнения на
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
Армения выразила желание стать членом ШОС. Об этом сообщила пресс-секретарь МИД РА Ани Бадалян.

«Разделяя основополагающие принципы Шанхайской организации сотрудничества, а именно территориальную целостность, неприменение силы и нерушимость границ, Республика Армения выразила желание стать членом ШОС», — говорится в заявлении.
Это — ещё одна из череды новостей, вызывающих удивление по поводу внешнеполитических приоритетов Еревана. То армянское руководство портит отношения с Россией, замораживает членство в ОДКБ, то Пашинян едет в Москву на парад 9 мая. Затем звучит прозападная риторика, Ереван посещает глава дипломатии ЕС Кая Каллас, поступают приглашения двигаться в сторону интеграции в Евросоюз — и вдруг МИД Армении заявляет о надеждах на вступление в ШОС. При этом организация состоит из стран, которые, мягко говоря, не приветствуют однозначный проевропейский курс.
Как всё это понять? Чем руководствуются Пашинян и его команда? Кого они стремятся ввести в заблуждение? Каковы подлинные внешнеполитические цели официального Еревана?
Своими оценками ситуации поделились с Caliber.Az известные эксперты.

Директор Института мировой политики (Бишкек) Шерадил Бактыгулов сравнивает заявление Еревана о стремлении вступить в ШОС с поговоркой: «утопающий хватается за соломинку».
«Напомним, что в Армении был принят закон о вступлении в ЕС. Однако этот документ для самого Евросоюза значения не имеет — в процедуре ЕС не предусмотрена такая опция. На фоне противостояния премьер-министра Пашиняна и его команды с новой оппозицией в лице религиозных деятелей необходимо было создать громкий информационный повод, способный отвлечь внимание общества.
Подобные заявления позволяют отследить реакцию как внутренней аудитории, включая оппозицию, так и внешних игроков. Принятие упомянутого закона не вызвало ни малейшей реакции в странах ЕС или среди европейских чиновников», — напоминает эксперт.
Такая же ситуация, по его словам, и с инициативой по вступлению в ШОС.
«Один из ключевых принципов ШОС — это взаимное доверие. А государствам-участникам будет крайне трудно выстроить доверительные отношения с нынешним руководством Армении. На деле почти невозможно достичь консенсуса по вопросу принятия страны в состав ШОС. Скорее всего, максимум, на что может рассчитывать Армения, — это статус наблюдателя, как, например, у Афганистана.
МИД Армении прекрасно осведомлён об этом, но тем не менее делает подобные заявления. С какой целью? Это можно попытаться объяснить «хитрой стратегией», однако в совокупности с другими инициативами и на фоне затяжного внутреннего политического кризиса всё это указывает на серьёзный кризис и в армянской внешней политике. Поражение во Второй Карабахской войне ввело армянское общество в состояние политической прострации. Ответственность за собственные ошибки руководство пытается переложить на Россию и других партнёров, дескать, это они были «плохими союзниками» и не помогли.
В условиях нестабильности нужны громкие заявления, способные отвлечь внимание как внутренних, так и внешних наблюдателей. Поведение нынешнего руководства Армении напоминает: «шаг вперёд, два назад, три налево, четыре направо». Какие бы объяснения ни звучали в поддержку таких зигзагов — вывод один: доверять такому партнёру крайне сложно», — подытожил Бактыгулов.

Директор Кавказского центра политического анализа Ахмед Алили, в свою очередь, отметил, что для команды Пашиняна наступает решающий политический этап.
«Следующий год обещает быть крайне напряжённым — до летних выборов в Армении. Фактически в стране уже стартовала предвыборная кампания.
Все шаги, предпринимаемые сегодня, следует рассматривать в контексте этой гонки. Манёвры в отношениях с Турцией, Россией, Китаем и международными структурами также нужно рассматривать под этим углом.
Пашинян, по всей видимости, стремится копировать внешнюю политику Азербайджана. Он тоже пытается демонстрировать сбалансированность. Где бы ни участвовал Азербайджан, Пашинян хочет присутствовать на тех же площадках. Это во многом объясняет действия Еревана», — считает аналитик.
По его мнению, нынешнее стремление Армении к сближению с ШОС и Китаем связано с ослаблением позиций России на постсоветском пространстве.
«Многие помнят события в Казахстане в январе 2022 года, когда Россия, воспользовавшись обращением властей этой страны к ОДКБ, попыталась закрепиться на казахстанской территории.
Считается, что благополучный исход кризиса во многом стал возможен благодаря Пекину, который дал понять Москве, что заинтересован в стабильности в Казахстане. В результате российские войска были выведены.
В этом контексте сближение с Китаем через ШОС представляется Пашиняну важным элементом для укрепления своих позиций в региональной политике», — заключил Алили.


