Евросоюз начал пиратскую войну против России наша аналитика
Согласно информации сайта Haqqin, сообщает Icma.az.
Лондонская Financial Times разнюхала, что в Евросоюзе негласно обсуждается передача австрийскому банку Raiffeisen (который никак не может продать свою «дочку» в России, чтобы уйти из страны) замороженных в Европе активов олигарха Олега Дерипаски. Для этого понадобится технически снять санкции с этих активов, а затем уже передать Raiffeisen Bank International (RFI), чтобы компенсировать убытки, понесенные банком в России.
Данное дело, хотя речь идет о внушительной сумме в 2 млрд евро, не стоило бы особого внимания (подумаешь, еще одно арбитражное разбирательство), если бы оно не являлось еще одним проявлением переходящей на новый этап эскалации «экономической войны» РФ и ЕС, когда на «поле боя» вбрасываются новые свежие силы в виде уже не только суверенных российских активов, замороженных в Европе после начала войны в Украине на примерно 175-185 млрд евро, но и активы частные. Как с той, так и с другой стороны.
Прецедент Дерипаски как триггер "пиратской войны"
В общем история всех войн человечества вполне однозначно указывает на то, что всякие права собственности в такой ситуации презираются, а торжествует мародерство, иногда прикрываемое терминами «репарации» или «компенсация ущерба». В ходе нынешнего военного конфликта противостоящие стороны в лице России и Запада пока окончательно не пересекли эту «красную линию», хотя отдельные прецеденты уже были, но по большей части речь шла о «переуступке» с огромным дисконтом, что не тождественно конфискации. При том что украинская собственность в России равно и как российская в Украине (как государственная, так и частная) конфискации уже подверглись в массовом порядке. И вот теперь все ближе момент, когда настанет «all in» (все в игре).
В случае с Raiffeisen речь идет о размораживании акций на сумму около 2 млрд евро в австрийской строительной компании Strabag, которые призваны покрыть штраф в размере указанной суммы, который банку пришлось выплатить после решения российского суда в пользу структур, связанных с Дерипаской. Сделка, о которой идет речь, была задумана в 2023 году и позволяла связанной с Дерипаской компании Rasperia продать австрийскому банку 24,1% акций европейской компании Strabag. Однако в 2024 году RFI отказался от операции из-за опасений, что она нарушит санкции ЕС. Rasperia подала иск в российский суд, который в 2025 году обязал RFI выплатить Rasperia 2 млрд евро, а взамен принять на баланс акции Strabag на эквивалентную сумму. В мае российский Центробанк принудительно списал 1,87 млрд евро со счета российского «Райффайзенбанка» и перевел их Rasperia.
И вот теперь предлагаемая хитрая схема позволит Raiffeisen стать владельцем находящихся под санкциями акций, но при этом чудесным образом фактически исполнив решение российского суда. Единства в рядах еврокомиссаров по поводу этой схемы пока нет. Зато есть сомнения в ее целесообразности из-за опасений, что разморозка связанных с Дерипаской активов станет прецедентной, узаконив попытки российских олигархов обойти санкции ЕС против России, а также приведет к увеличению конфискаций активов западных компаний в России.
В случае с Raiffeisen речь идет о размораживании акций на сумму около 2 млрд евро в австрийской строительной компании Strabag, которые призваны покрыть штраф в размере указанной суммы, который банку пришлось выплатить после решения российского суда в пользу структур, связанных с Дерипаской
Как сформулировал один европейский дипломат, это может создать удобный для российских компаний прецедент, который будет использоваться ими для возвращения замороженных на Западе средств через конфискацию активов российских структур европейских компаний, которые продолжают работать в России. Иными словами, в Европе пока нет полной готовности сыграть в «русскую конфискационную рулетку».
Между тем, в Москве уже готовятся к эскалации экономической войны. На днях Владимир Путин подписал указ, позволяющий массово национализировать и быстро распродавать активы зарубежных компаний в стране. Ускоренная процедура приватизации как раз может быть применена, если Евросоюз примет решение о конфискации российских замороженных активов. Указом предпродажная оценка активов ограничивается 10 днями, а регистрация права собственности упрощается. Все сделки пойдут через государственный Промсвязьбанк. Это гораздо более жесткий сценарий, чем до недавних пор практиковавшаяся передача западных компаний во временное управление с последующей продажей «нужным» покупателям с дисконтом. Однако на фоне обсуждаемой в ЕС идеи использования замороженных российских суверенных активов на 140-170 млрд в качестве гарантий для кредита для Украины – и для ее вооружения против РФ (на практике эти «гарантии» на сегодня выглядят для Москвы невозвратными) — это представляется в РФ многим вполне адекватным ответом на возможные «пиратские» действия ЕС. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков так прямо и назвал такие действия ЕС «воровством».
Достоверных оценок стоимости европейских активов, которым может угрожать конфискация, нет. Однако их размеры вполне сопоставимы с размером замороженных российских активов в Европе. Известно, что по состоянию на 2023 год активную деятельность в России вели 827 западноевропейских компаний. При том что волна массового исхода к тому времени уже прошла. Их общая выручка в 2023 году составила 81,4 млрд долларов, годом ранее - 111,4 млрд. Налогов они заплатили 6 млрд долларов за два года. После 2023 года исход западного бизнеса практически остановился - в основном из-за крайне невыгодных условий расставания с ним.
Зарубежные компании, во-первых, обязаны согласовывать продажу активов с соответствующей правительственной комиссией. Во-вторых, сумма сделки должна быть как минимум на 50% ниже последней оценки стоимости бизнеса. В-третьих, еще 10% суммы сделки надо перечислить в бюджет. В-четвертых, даже при выполнении всех этих требований власти могут сделку заблокировать. Так что они – «все тут» и их можно потрясти.
И Макрон записался в пираты
Конфискация в случае эскалации экономической войны может затронуть и финансовые активы иностранцев, замороженные в стране на так называемых счетах типа C, на которых обездвижены денежные средства и ценные бумаги, принадлежащие иностранцам недружественных стран. По состоянию на 2023 год на счетах С находилось не менее 60 млрд в пересчете на доллары. Это, кстати, точно не меньше, чем объем средств российских частных инвесторов, заблокированных в Европе. Тут-то тоже может начаться «конфискационный обмен ударами».
В прошлом году российские власти попытались было инициировать обмен частными замороженными активами: мол, вы размораживаете средства россиян (в том же бельгийском «Евроклире»), а мы на сопоставимую сумму средства «западников». Однако большого энтузиазма в Европе данная идея не встретила. Там, видимо, предпочитают держать средства россиян, в том числе физлиц, в качестве «заложников». Было таким образом разморожено лишь около 570 млрд рублей (около 6 млрд долларов) средств российских инвесторов, активы которых были заблокированы. При том что сами эти инвесторы под санкциям не были. Просто по принципу паспорта. Мера по разморозке коснулась 1,5 млн человек. Однако предельная сумма на одного инвестора, которую можно было получить таким образом, не превышала тысячи долларов. Тогда как некоторые оценки общего размера заблокированных активов россиян достигали суммы 5,7 трлн рублей. Заморозка активов коснулась более чем 5 млн частных инвесторов. Но мелких.
Состоявшийся на днях в Копенгагене неформальный саммит Евросоюза не пришел к окончательному решению по судьбе российских замороженных активов и о формате их использования для помощи Украине. Целый ряд стран выступают против столь грубого нарушения прав собственности. В частности, Бельгия, в которой на счетах депозитария Euroclear хранятся замороженные активы РФ, не хочет в одиночку нести весь риск, который может возникнуть в связи с такими действиями на фоне реальной угрозы дальнейших судебных исков России. Бельгийцы потребовали, чтобы все страны Евросоюза разделили с ними сопутствующие финансовые риски. Однако обсуждение темы идет активно, поскольку иных альтернативных источников массированного финансирования Украины для дальнейшего ведения войны у Европы не просматривается. Поскольку Америка в прежнем формате финансировать Украину отказывается.
Опыт истории показывает, что попытки организовать морскую блокаду той или иной державы практически всегда неизменно заканчивались большой войной не только на море, но и на суше
Пока что президент Франции Эммануэль Макрон придумал новый формат экономической войны, который, впрочем, сильно напоминает откровенно пиратские действия. Он заявил, что в ближайшие дни начальники штабов европейских армий проведут встречу для обсуждения совместных действий против «теневого флота» — судов, которые позволяют России экспортировать нефть в обход западных санкций. Он предложил срывать поставки российской нефти, задерживая танкеры «теневого флота» под разными предлогами. Например, под предлогом того, что с них якобы запускаются дроны, совершающие несанкционированные полеты над Западной Европой, которые уже привели к срыву работы ряда аэропортов.
Недавно на 7 часов вынужден был закрыться крупнейший аэропорт в Мюнхене. По словам Макрона, задерживая танкеры, «вы уничтожаете бизнес-модель», вынуждая организовывать поставки иначе. Владимир Зеленский так и вообще призвал закрыть Балтийское море для проходов судов российского «теневого флота». На что даже Варшава в лице президента Польши ответила отказом. И действительно, опыт истории показывает, что попытки организовать морскую блокаду той или иной державы практически всегда неизменно заканчивались большой войной не только на море, но и на суше. При этом разворачивающаяся между Россией и Евросоюзом экономическая война все менее ориентируется на прежние «правила приличий» и такими темпами скоро может перерасти уже в настоящую войну без правил. Жертвами которой могут стать в том числе вполне добросовестные частные инвесторы. А вовсе не разные там дерипаски.


