Фарид Шафиев: Зангезурский коридор мифы об угрозах и реальная дипломатия Азербайджана ИНТЕРВЬЮ
Интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева местным телеканалам 7 января текущего года стало знаковым событием, обозначившим ключевые внешнеполитические ориентиры страны на ближайшие годы. Глава государства подробно рассказал о стратегических приоритетах и задачах, стоящих перед государством.
В эксклюзивном интервью для Vesti.az глава Центра международного анализа Фарид Шафиев поделился своим видением целей, обозначенных президентом, и оценил их значение для будущего Азербайджана.
- Как в целом вы оцениваете интервью главы государства?
— Это было программное выступление Ильхама Алиева по приоритетам Азербайджана, в котором дается анализ того, что произошло и происходит в последние 5 лет в мире и в регионе, особенно с учетом результатов Второй Карабахской войны. Президент также определил приоритеты Азербайджана на ближайшее будущее.
- Армянские эксперты и СМИ усмотрели в выступлении президента риск эскалации в Зангезуре, а Никол Пашинян заявил, что это попытка легитимизировать агрессию против Армении. Насколько реальна угроза новой войны?
- Армяне слышат то, что хотят слышать. Но Ильхам Алиев заявил, что «мы не представляем угрозы для Армении». Скорее Армения, которая оккупировала и разрушила наши территории, несет в себе угрозы Азербайджану. Президент также сказал, что для Азербайджана этот конфликт завершен. И подчеркнул, что видит регион Южного Кавказа как регион для сотрудничества.
Что касается вооружения Армении и предполагаемой в этой связи угрозы для Азербайджана, то она обусловлено тем, что Армения в прошлом выступала как страна-оккупант, захватывая и разрушая азербайджанские города. И в контексте Зангезурского коридора, речь идет не о военных способах решения вопроса, а об арсенале международных инструментов, которые включают в себя: дипломатическое, юридическое и экономическое взаимодействие и также давление, с помощью которых страны достигают своих целей.
Говоря о Зангезурском коридоре, президент подчеркнул, что никто не ставит под сомнение территориальную целостность и суверенитет Армении. А что касается Западного Азербайджана, он отметил, что азербайджанцы должны вернуться в свои дома, но при этом не заявлял о необходимости передачи нам каких-либо территорий. Все на чем настаивал Ильхам Алиев, это о необходимости предоставления определенных гарантий безопасности, не более того.
Все эти разговоры про эскалацию — информационный вброс, который армяне делают с 2023 года, чтобы получить военную и дипломатическую поддержку стран Запада.
- То есть, никакого сценария, где Азербайджан берет под военный контроль Зангезурский коридор, не существует?
- Абсолютно верно.
- Президент сделал несколько важных заявлений относительно азербайджано-иранских отношений, а на следующий день Баку посетил секретарь по безопасности Ирана. Как вы оцениваете перспективы развития сотрудничества между нашими странами?
- Пока не совсем ясно. В своем интервью телеканалам Ильхам Алиев высказывался с большой осторожностью о каких-либо дальнейших перспективах. А визит секретаря был спланирован заранее.
Иран почему-то считает, что выигрывает, когда «кидает» своих соседей и партнеров. Но самом деле такое поведение более уместно на базаре, когда продавец обманывает покупателя и подсчитывает сколько он с этого выиграл. И вполне возможно, что в коротком промежутке времени он реально что-то выигрывает, но в долгосрочной перспективе в следующий раз покупатель к такому продавцу не пойдет. То же и с Ираном. Неоднократно обманывая Азербайджан, Тегеран вредит себе же: отношения между странами не улучшаются. К тому же Азербайджан вполне самостоятельное государство и с точки зрения экономики, и с точки зрения безопасности. А добрососедские отношения всегда полезны и взаимовыгодны.
Но пока Иран продолжает проявлять политическую близорукость. И результатом такой близорукости является: полное фиаско Ирана на Ближнем Востоке; провал в Сирии и в Ливане; очень непростое положение в Ираке; опять же неясно как будет складываться ситуация в Йемене. Поэтому Ирану пора уже начать делать выводы.
- Ильхам Алиев также заявил, что отношения с США могут быть подняты на стратегический уровень, и очевидно, что это месседж новому президенту Дональду Трампу. Как вы считаете, готовы ли США к такому сотрудничеству, и как на это отреагируют Иран и Россия?
- Время покажет. Мы свою политику не делаем заложником отношений с другими государствами. Основная линия президента — сделать страну независимой, чтобы наши решения не зависели от решений других государств. Мы учитываем, что, когда у наших соседей и партнеров есть «озабоченности», но эти «озабоченности» должны быть разумными. Поэтому мы и являемся членами Движения неприсоединения к военным блокам.
Во всех двусторонних отношениях мы ведем независимую политику. Что касается отношений с США, мы свой месседж послали, но дойдут ли отношения до стратегического уровня — я не уверен. Потому что в своей политике США, какой бы там ни был президент, ограничены конгрессом, в котором сильно армянское лобби и то, что называется «глубинным государством». Поэтому, если у нас есть позитивные отношения с Госдепом, то одновременно присутствует и негатив.
Сколько бы ни говорили о том, что Трамп будет многое менять, нам нужно еще дождаться его прихода и посмотреть на результаты. К примеру, он всегда говорил, что США должны выйти из Сирии. Однако после свержения Асада, Америка увеличила свой военный контингент в этой стране до 3000 человек. Когда Трампу задали вопрос об этом, он ответил: «Это военные решают, мы не можем комментировать».
Получается, что Трамп ограничен институциональными возможностями в США, и это надо учитывать.
- Накануне Азербайджан также посетила спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Магдалена Гроно. На фоне смены элит в Евросоюзе и усиления правых сил, как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения между Азербайджаном и ЕС?
- Правые в разных странах по-разному относятся к Азербайджану. Приход правых в Восточной Европе или в Италии — это положительно для нас, а вот улучшат ли отношения Азербайджана с Францией приход правых в этой стране — под большим вопросом. Нужно учитывать, что ультраправые и ультралевые в Европе всегда поддерживали Армению. При этом правые консерваторы рассматривают армяно- азербайджанский конфликт через призму христианско-мусульманского противостояния, а левые как конфликт демократии и авторитаризма.
Поэтому сложно сейчас сказать, как будут развиваться отношения между нашими странами. Очевидно, что срок действия Европейской миссии в Армении будет продлен. Поэтому никакого оптимизма в отношениях с ЕС я не вижу.
- И все же, из выступления президента следует, что Франция пыталась наладить контакты с Азербайджаном через различные каналы, однако мы настаиваем на переговорах в Баку. Возможна ли в ближайшей перспективе стабилизация отношений между нашими странами?
- Я очень сомневаюсь в этом. Насколько мне известно, многое из того, что сейчас творится в отношениях между Францией и Азербайджаном происходит по инициативе Макрона. И пока он у власти, вряд ли что-то изменится в лучшую сторону.
Мировые лидеры и посольства выражают соболезнования Азербайджану Алиев принял президента и новоизбранного президента AIPAC-ФОТО Манипуляция или правда: Пашинян о возвращении Карабаха Азербайджану