Financial Times: Корабль ВМФ РФ Янтарь картографирует подводные кабели в Европе
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Спутниковые данные зафиксировали российское разведывательное и диверсионное судно «Янтарь» вблизи стратегически важных подводных кабелей в морях Европы.
Расследование Financial Times показало, что «Янтарь», замаскированный под гражданское судно, занимался картографированием стратегически важных подводных кабелей связи и энергетики, которыми пользуются страны НАТО.
По данным западных военных источников, корабль способен перехватывать военные и интернет-коммуникации, изменять частоты сигналов в кабелях, вызывая сбои, а также устанавливать взрывные устройства с возможностью их активации в будущем.
Financial Times пишет, что собранная кораблем информация является частью деятельности Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны РФ. Управление располагает флотом из примерно 50 субмарин и глубоководных аппаратов, способных погружаться до 6 км. По оценке западных аналитиков, задача ГУГИ — подготовка к внезапной атаке на критическую инфраструктуру противников.
Карты энергетической и коммуникационной инфраструктуры Европы могут дать Москве серьезное преимущество в случае эскалации конфликта.
По данным спутниковых снимков Европейского космического агентства и свидетельствам офицеров НАТО, «Янтарь» фиксировали в ноябре 2024 года над кабелями в Ирландском море и между материковой Норвегией и архипелагом Шпицберген. Ранее британский флот обнаружил судно у собственных территориальных вод.
Эксперты отмечают, что Россия с особым интересом изучает Ирландию, не входящую в НАТО и наиболее уязвимую к кибератакам и диверсиям. «Янтарь» оснащен подводными аппаратами с манипуляторами, способными повредить кабели или установить взрывные устройства для последующей активации. Особое внимание привлекает и совместная подводная система наблюдения США и Великобритании, которая отслеживает перемещения вражеских подлодок.
Бывший военно-морской атташе Великобритании в России капитан Дэвид Филдс отметил: «Российская военная доктрина делает ставку на удары первыми, мощными и по уязвимым местам. Москва вложила огромные ресурсы в картографирование критической инфраструктуры противников, чтобы атаковать как скрытно, так и открыто».


