Геополитика по правилам реальности Размышления Теймура Атаева
По информации сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Наверное, одной из самых популярных и цитируемых фраз в мире с момента возвращения Дональда Трампа в Овальный кабинет Белого дома стало словосочетание «Мир через силу». При этом ряд политиков и немалое число аналитиков стали убеждать, что тем самым Трамп буквально перевернул мировую палитру.
Но, спрашивается, разве не сила на протяжении многовековых противостояний геополитического толка в мире определяла победителей и побежденных? И не в этом ли ключе читается знаменитая басня, зафиксировавшая, что «у сильного всегда бессильный виноват»?
Другое дело, какие цели преследуются теми самыми сильными, благо они довольно серьезно варьируются. Хотя пусть и варьируются, но во всех случаях основной задачей применения силы является реализация поставленных планов. Как констатировал авторитетный военный теоретик и историк XIX века Карл фон Клаузевиц, «физическое насилие является средством, а целью будет навязать противнику нашу волю, [для чего] мы должны обезоружить врага, лишить его возможности сопротивляться».

Говоря иными словами, непосредственно геополитические задачи и определяют формат того или иного применения силы. Для кого-то данный фактор может иметь характер не более, чем реализация политико-экономических амбиций. Кто-то может во главу угла ставить какие-то эгоистические цели либо желание отомстить. Однако на этом фоне отчетливо высвечивается такой момент, что нередко использование силы определяется намерением восстановления исторической справедливости. Как об этом в преломлении ко Второй Карабахской войне высказался президент Азербайджана Ильхам Алиев, «наша борьба была борьбой за справедливость, за международное право, за наше достоинство. Мы выполнили резолюции СБ ООН, которые оставались на бумаге 27 лет и оставались бы еще 27 лет, если бы мы не освободили нашу землю силой». Как раскрыл глава государства, «очень важно отметить, что иногда для достижения мира и восстановления справедливости приходится применять силу». Но, конкретизировал президент Ильхам Алиев, полное восстановление Азербайджаном территориальной целостности и суверенитета стало не только проявлением сильной воли азербайджанского народа, но и демонстрацией международной справедливости.

Тонкость тут, однако, в том, что решение вопросов исторической справедливости на поле боя, так сказать, возможно не только вследствие наличия боеспособной армии и серьезного экономического потенциала. В данном раскладе в обязательной форме должны присутствовать как идеологический фон, так и дипломатическое искусство. Но и в этом случае реализация задачи может оказаться недостижимой, ежели заинтересованное в достижении справедливой цели государство окажется не в состоянии выпестовать собственными гроссмейстерскими шагами общемировую геополитическую конъюнктуру. В рамках которой как раз и должно произойти восстановление исторической справедливости.
Конечно, в свете рассматриваемого кто-то может вспомнить изречение, обычно приписываемое периоду Древней Греции, которое звучит приблизительно в таком ключе: «Правда не в силе, а сила в правде». Однако эта правда (историческая справедливость) достигается силой.
Хотя, конечно, сила силе рознь. Да и само понятие «сила» может восприниматься по-разному. В качестве подтверждения чего можно привести пример, когда участники ереванского шествия, обозначенного как «посвящение» т. н. «геноциду армян», держали в руках горящие факелы, флаги Армении, а также некую нафталиновую тряпочку, которую когда-то именовали «флажком» марионеточно-опереточного образования, сметенного доблестной азербайджанской армией. Так вот, в период шествия эдакие демократы сожгли флаги Турции и Азербайджана. Вот спрашивается, они посчитали происшедшее проявлением своей силы? Также, как считают особенной силой наличие на гербе страны горы Агрыдаг, находящейся на территории Турции? Также, как воспринимают «армянской силой» наличие в конституции страны территориальных претензий к Азербайджану? Хотя, безусловно, если для этих наших географических соседей обстрел мирных азербайджанских городов считался проявлением героизма, наверняка сжигание флагов Азербайджана и Турции также воспринимается ими проявлением силы.

В контексте обсуждаемого вырисовывается и еще один аспект. Нередко вроде как гарантами безопасности той или иной страны внезапно объявляются некие государства. Вернее, таковыми они объявляют сами себя, подталкивая ту или иную страну на военно-политические авантюры и обещая безвозмездную материально-военную помощь «столько, сколько нужно». А затем гаранты постепенно ретируются.
Следовательно, повторимся, речь в ракурсе достижения исторической справедливости может идти в том ключе, что борющееся за правду государство должно опираться на собственные силы, причем как в военной сфере, так и политико-экономической. Потому что обещанты только тем и занимаются, что определяют за другую страну, какую политику и в каком формате те должны вести. В свете чего президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул: «Мы доказали всему миру, что никто не может повлиять на нашу волю», т. к. «справедливость на нашей стороне, международное право на нашей стороне, мы никого не боимся, продемонстрировав это и на поле боя, и в политической плоскости».
Завершить же материал хотелось бы словами покинувшего несколько дней назад земной мир Папы Римского Франциска. В своем последнем Пасхальном послании к верующим, которое он сам из-за болезни не смог зачитать, Папа Франциск подчеркнул: «Любовь победила ненависть. Свет победил тьму. Истина победила ложь». Говоря иными словами, историческая справедливость может и должна быть восстановлена. Другое дело, что это должно происходить в обрамлении ювелирных и точечных шагов, предпринимаемых заинтересованным государством. Что и доказал пример Азербайджана.


