Грабь награбленные русские деньги! наша аналитика
Согласно материалам сайта Haqqin, передает Icma.az.
Страны ЕС все «жмутся и мнутся», боясь до сих пор пересечь «красную линию» в отношении замороженных в Европе российских суверенных активов. Однако, поскольку Америка Трампа теперь не очень-то хочет раскошеливаться на помощь Киеву, а свои деньги тратить на это Европе все же жалко, то момент, когда Старый Свет отдаст команду «Грабь награбленное!» все ближе.
На неформальном саммите в Копенгагене 1 октября обсуждали в том числе и этот вопрос. Весьма вероятно, что окончательно идея использования российских активов для помощи Украине, в том числе военной, будет оформлена в виде конкретных решений уже до конца октября. Хотя в Москве, скорее всего, мысленно давно простились с этими авуарами, понимая, что раз уж европейцы с их богатой историей пиратства и жестокого грабежа колоний, наложили лапу на чужое добро, то просто так они его уже не упустят.
В Копенгагене обсуждали и судьбу "русских денег"
Идею использования российских активов в качестве гарантий (collateral) так называемого репарационного кредита Украине не так давно впервые сформулировала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Идея, изложенная на одном листе формата А4, уже была кратко обсуждена послами стран ЕС 26 сентября. После утверждения идеи в принципе саммитом ЕС 1 октября через неделю технические детали согласуют министры финансов стран альянса в Люксембурге.
Суть предлагаемого механизма состоит в том, что кредиты Украине будут предоставлены с учетом замороженных российских активов в виде гарантий, но без фактического их использования. Украина должна будет вернуть деньги только после того, когда и, если Россия выплатит ей ущерб. Последнее возможно разве что в случае военного поражения Москвы, о чем пока говорить, мягко говоря, преждевременно. В случае же достижения урегулирования на компромиссной основе замороженные авуары, теоретически, могут также обсуждаться в общем пакете, но вряд ли и в этом случае Москва даст согласие на их передачу Киеву, что было бы слишком унизительно. И тогда ЕС придется снова решать вопрос уже о конфискации «гарантийных средств», поскольку альтернативой стало бы расстаться с собственными деньгами. Так что при любом раскладе РФ своих денег уже не увидит.
Речь идет о примерно 175-180 млрд евро, замороженных в Европе, в основном в бельгийском депозитарии Euroclear. Наиболее резко настроенные страны (например, Балтии) давно призывают к конфискации. Ряд европейских стран (например, Франция, Бельгия, которая не хочет стать «крайней» в международных судах в случае исков от Москвы, которые наверняка последуют) выступают против конфискации, как и Европейский Центробанк, который опасается, что это повлияет на статус евро как резервной валюты, подтолкнув другие страны перенаправить свои средства в другие юрисдикции. Поскольку на конфискацию идти пока «слабо», то процесс фактического изъятия решили приукрасить юридическими «рюшами».
Речь идет о примерно 175-180 млрд евро, замороженных в Европе, в основном в бельгийском депозитарии Euroclear
Еврокомиссия предлагает исключить бельгийский депозитарий из «репарационного кредита», переведя замороженные активы из Euroclear в так называемую компанию специального назначения (SPV) в обмен на облигации с нулевым купоном, выпущенные Еврокомиссией. Облигации будут обеспечены национальными гарантиями так называемой «Коалиции желающих», состоящей из стран ЕС- наиболее твердых союзников Украины, к которым могут присоединиться страны «Большой семерки». Деньги из SPV затем будут переведены Киеву в виде займов в течение 2026 и 2027 годов. Идею уже поддержал, что важно, германский канцлер Мерц. Хотя ранее Германия выступала против конфискации с целью передачи их Украине. Теперь канцлер по крайней мере частично отходит от этой позиции, но старается сохранить остатки приличий, утверждая, что, мол, предлагаемый ЕК механизм не нарушит права собственности, ведь сами активы не тронут. Согласимся, весьма своеобразная трактовка прав собственности, которую используют не только без согласия собственника, но и на пользу его военному противнику без права обжалования со стороны владельца.
Дистанцирование Euroclear от процесса использования «русских денег» и передача их спецкомпании позволит решить еще одну проблему - а именно обойти принцип консенсуса в ЕС касательно важных решений. Сейчас заморозка российских суверенных активов в качестве санкционной меры подлежит продлению каждые полгода вместе с другими действующими санкциями. Однако, к примеру, Венгрия уже не раз угрожала заблокировать такую процедуру. Переход к долгосрочному кредиту не потребует ни переутверждения каждые полгода, ни даже изначального согласия всех стран-членов ЕС. Вместо единогласного решения Еврокомиссия предлагает голосование вопроса квалифицированным большинством. Однако такое политическое решение сначала должен принять Совет ЕС, причем принять его все-таки единогласно. Впрочем, даже без утверждения идеи с квалифицированным большинством Еврокомиссия, скорее всего, сможет добиться принятия решения по долгосрочному использованию российских активов в качестве гарантий под кредит Украине сделав тем самым заморозку фактически бессрочной.
Украина сразу не получит всю. Планируется переводить деньги траншами, причем на жестко оговоренных условиях. Например, часть такого кредита пойдет на закупки вооружений для ВСУ в ЕС. Так, уже сейчас согласовано выделение Украине 4 млрд евро за счет доходов от российских активов, из который половина пойдет на производство дронов. Вопрос подотчетности расходования средств останется одним из главных условий, детали ЕС еще предстоит обсудить. Пропорция военной и общей бюджетной поддержки также пока не согласована.
Суть предлагаемого механизма состоит в том, что кредиты Украине будут предоставлены с учетом замороженных российских активов в виде гарантий, но без фактического их использования. Украина должна будет вернуть деньги только после того, когда и, если Россия выплатит ей ущерб
Бюджету Украины, согласно расчетам МВФ, в 2026-27 годах потребуется внешних вливаний на не менее чем 60 млрд евро (с учетом как бюджетных, так и военных нужд - не менее 130 млрд евро). Взять эти деньги сейчас неоткуда, кроме как из «русских авуаров». Сам МВФ не может предоставить Киеву кредит, поскольку Украина уже уперлась в потолок по долгам, бюджет ЕС не в состоянии обеспечить такую сумму без ущерба для европейской экономики.
Когда процесс использования доходов от замороженных активов РФ только начинался, говорили, что доходы могут составить примерно 5 млрд евро в год. Независимого аудита с тех пор не было. На сегодня квартальная прибыль, получаемая от «русских денег», составляет примерно 1,5 млрд евро в квартал. В прошлом году, впрочем, было перечислено таким образом 8 млрд евро. Получается, что используются не только проценты?
США, со своей стороны, всячески поощряют европейцев решительнее действовать в отношении «русских денег». Еще во времена администрации Байдена в США преобладали настроения именно в пользу полной конфискации российских авуаров. Благо их в США всего-то на «жалкие» 5 млрд долларов. Конгресс даже уже и одобрил такую конфискацию - еще в 2024 году. Однако Белый дом пока не воспользовался этим правом. Но теперь может и воспользоваться. В Сенате США теперь внесен проект новой резолюции с призывом передавать Украине активы РФ по $10 млрд ежемесячно. Автор - сенатор США Джон Кеннеди, республиканец от Луизианы. Такими темпами на финансирование войны Украины с Россией за счет самой России денег хватит еще более чем на два года.


