Гроссмейстерская дипломатия Гейдара Алиева. Как хунта лишилась места за столом переговоров Minval Politika
Icma.az, ссылаясь на сайт Minval, передает.
Азербайджан в эти дни живёт в особом ритме. 8 ноября – День Победы, пятая годовщина освобождения города Шуша, военного и политического перелома. Пять лет назад коренным образом изменилась ситуация не только в территориальном и военном раскладе, но и в дипломатии. Блестящая и безоговорочная победа Азербайджана в Карабахе отправила в мусорную корзину разного рода «киуэстские», «мадридские» и «парижские» принципы, пакеты предложений Минской группы ОБСЕ и прочие дипломатические увертки. Возможно, правы те, кто считает, что довоенные дипломатические споры – это уже история. Но это история, из которой необходимо сделать выводы.
На этом фоне канал ITV начал интересный проект – интервью с министрами иностранных дел, и действующим – Джейхуном Байрамовым, и бывшими. Конечно, даже уйдя в отставку, дипломаты не рассказывают всего. Но бывший глава МИД Азербайджана Тофик Зульфугаров раскрыл по-настоящему сенсационные подробности: как Общенациональный лидер Гейдар Алиев в ходе неофициальных переговоров с Робертом Кочаряном перекроил весь переговорный механизм – места за столом переговоров лишились представители оккупационной хунты.
Произошло это в ходе московских переговоров 3 апреля 1998 года. Добавим от себя: в ноябре 1997 года первый президент Армении Левон Тер-Петросян выступил со своим знаменитым письмом «Война или мир? Время призадуматься», где открыто призвал договариваться с Азербайджаном. К сожалению, у армянской общественности этот призыв отклика не нашёл. Страна была слишком опьянена территориальными захватами ранних девяностых, там считали, что уже выиграли войну, и теперь остался пустяк – надо «дожать» Азербайджан, чтобы там согласились признать линию соприкосновения новой границей. «Партия войны», состоявшая в основном из представителей карабахского клана, тут же перешла в наступление. Армения оказалась на грани военного переворота – правда, по «ползучему» сценарию. Тер-Петросяну пришлось отступить — он назначил на пост премьер-министра Роберта Кочаряна, бывшего «президента» оккупационной хунты. И уже 30 марта Кочарян занял пост президента Армении.
Правда, по словам Зульфугарова, на момент московской встречи Кочарян чувствовал себя в Ереване ещё не очень уверенно. И вот в ходе встречи Общенациональный лидер Гейдар Алиев предложил Кочаряну, чтобы дальше на переговорах карабахских армян представлял он. На что Кочарян тут же согласился.
Как рассказывает сейчас Зульфугаров, во-первых, в ходе этой беседы чувствовалась разница в возрасте. А во-вторых — и, добавим от себя, в главном — разница в политическом опыте. Гейдар Алиев мастерски сыграл на амбициях Кочаряна. И в результате оккупационная хунта лишилась места за столом переговоров. Сегодня уже и в Ереване признают: «Арцах» потерял представительство на переговорах благодаря власти самой Армении. Не будем гадать, чего здесь больше: осознания исторических ошибок или внутриполитических причин. Но в чём нет сомнений, так это в том, что армянская дипломатия потерпела тогда «необъявленную катастрофу». И даже этого не поняла. Слишком рассчитывали на грубую военную силу (причём не свою). А оказалось, что в международном праве забывать слишком опасно.
Напомним: первоначально регламент переговоров предусматривал наличие двух конфликтующих сторон – Азербайджана и Армении, и двух заинтересованных – азербайджанской и армянской общин Карабаха. В Армении пытались сделать так, чтобы карабахские армяне на переговорах были представлены, а вот азербайджанцы – уже нет. Дескать, это «избранное руководство Карабаха», «нельзя решать судьбу Карабаха без участия самих карабахцев» и т. д. И благодаря гроссмейстерской дипломатии Общенационального лидера все эти усилия оказались «обнулены». Значение этой рокировки трудно переоценить. Если при прежнем раскладе ещё существовали теоретические шансы представить происходящее в Карабахе как «конфликт властей с национальным меньшинством», то теперь уже не оставалось сомнений: это конфликт двух государств, где одна страна оккупирует 20 % территории другой. А это уже совсем другие юридические и политические последствия. И когда после победы Азербайджана у Армении оказался «выбит» её единственный козырь – грубая сила и оккупация, оказалось, что никаких аргументов и никаких других «козырей» у Еревана просто нет.
А всё потому, что «массовикам-затейникам», отвечавшим за доставку холодного пива в сауну шёлккомбината в Ханкенди, тогда «Степанакерте», не стоит надеяться выиграть у профессионалов.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:61
Эта новость заархивирована с источника 07 Ноября 2025 21:50 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















