И Тавань понял, что на Трампа полагаться нельзя новая геополитика
По информации сайта Haqqin, передает Icma.az.
Администрация Трампа на днях отказала президенту Тайваня Лаю Циндэ в транзитной остановке в Нью-Йорке по пути в Центральную Америку после того, как Китай выразил Вашингтону протест по поводу этого визита.
Напомню, что месяцем ранее, на фоне подготовки торговых переговоров с Китаем, администрация Трампа аннулировала запланированную встречу министра обороны Тайваня Веллингтона Ку с замминистра обороны США Элбриджем Колби.
И здесь вспоминается одна история из первого срока Трампа. Во время одного из совещаний, проходивших в Овальном кабинете, была поднята тема очередных шагов американской поддержки Тайваня. Тогда Трамп приложил кончик маркера к краю своего стола и сказал: «Эта кончик — Тайвань; стол — Китай», дав понять, что значение Китая для США не сравнима со значением Тайваня.
Администрация Трампа на днях отказала президенту Тайваня Лаю Циндэ в транзитной остановке в Нью-Йорке по пути в Центральную Америку
Ни Европа, ни Россия и тем более не Украина не занимают внимание Трампа так, как Пекин. Две крупнейшие экономики и два самых емких рынка должны выяснить между собой отношения и достичь баланса. Иначе – неизбежно столкновение, в котором Вашингтон пусть и не проиграет - но потеряет очень многое.
Поэтому любой шаг Трампа в отношении Тайваня нужно воспринимать именно так – Трамп готовится к торговым переговорам с Китаем и личной встрече с Си Цзиньпином. И потому делает все, чтобы не создать в предстоящих переговорах ненужных осложнений. Тем более, что Лай Циндэ - уточню, что его имя еще произносится как Лай Чиндэ, но это про особенности диалектов, и принципиального значения не имеет – резко упал как политик в глазах Трампа, после постигшей его в июле неудачи в парламенте.
Дело в том, что правящая Демократическая прогрессивная партия Тайваня, ДПП, к которой принадлежит Лай, инициировала проведение референдума об отзыве 24 депутатов от оппозиционной партии Гоминьдан и проведении досрочных парламентских выборов.
Цель затеянного Лаем со товарищи была предельно понятна – вернуть себе большинство в парламенте, утраченное на выборах 2024 года и отстранить от власти тех, кто выступает за более тесные экономические связи с Китаем. И, соответственно, блокирует все антипекинские инициативы ДПП и предложения правящей партии по увеличению военного бюджета.
Депутаты от Гоминьдана остались в своих креслах – а имидж Лая и его ДПП среди избирателей оказался серьезно подорван
Западная пресса и местный официоз так долго твердили, что в Тайване царят антикитайские настроения – что лидеры ДПП сами в это поверили, и потому решили, что победят на референдуме, что называется, в «одно касание». Но столкнулись с неприятным сюрпризом – большинство граждан Тайваня этот явно враждебный КНР, «материковому Китаю», шаг не поддержало. Депутаты от Гоминьдана остались в своих креслах – а имидж Лая и его ДПП среди избирателей оказался серьезно подорван.
В итоге, генеральный секретарь ДПП Линь Юй-чан вынужден был заявить, что партия «смиренно» принимает результаты референдума, добавив, что ДПП «более осмотрительно отнесется к реакции общества». На что председатель Гоминьдана Эрик Чу назидательно заметил: «Весь тайваньский народ выбрал стабильность, решив, что правительство должно сосредоточиться на достижении практических целей, а не участвовать в ожесточенных политических интригах».
Для любого западного политика данный инцидент не послужил бы поводом для далеко идущих выводов: нормальная политика – это всегда соревнование, всегда конкуренция, а в ней всякое бывает, и никто не застрахован от неудач. Для любого – но не для Трампа. Для него подобная неудача – это признак слабости, признак того, что Лай и как политик – неудачник, да еще и слабый управленец, не способный обеспечить управление тайваньским политикумом.
Любой шаг Трампа в отношении Тайваня нужно воспринимать именно так – Трамп готовится к торговым переговорам с Китаем и личной встрече с Си Цзиньпином
Поэтому для Трампа – Лай сродни «хромой утке», а потому ставку на него делать в партии, которую американский президент хочет сыграть с Пекином, на него положиться нельзя. А, следовательно, его роль теперь – это роль разменной монеты в игре с Китаем, которую, возникни необходимость, можно и сбросить с игрального стола.
Но сделать это Трамп не может. Поскольку Конгресс твердо стоит на позиции продолжения всеобъемлющей помощи Тайваню для сдерживания Китая. Причем, эту позицию разделяют и демократы, и республиканцы. Еще интереснее, и печальнее для нынешнего хозяина Белого дома, настроение американских избирателей. 63% американцев (включая 65% республиканцев) поддерживают военную помощь Тайваню в случае китайской агрессии. 82% избирателей-сторонников республиканцев оценивают Китай негативно, что ограничивает маневры Трампа в отношении Тайваня. 67% республиканцев считают помощь США Украине «избыточной», но для Тайваня этот же процент требует усиления американской поддержки.
В итоге, политика Трампа балансирует между символической поддержкой Тайваня и прагматичными уступками Китаю. Бросить его ради «большой и красивой сделки» с Пекином нынешнему американскому президенту не дадут. Но и рассчитывать на безоговорочную помощь Трампа тайваньским политикам не стоит. Неприятный сюрприз для тех на Тайване, кто яростно выступает против сближения с Китаем - апеллируя при этом к аргументу «если что – Америка нас без поддержки не оставит» - наступить может внезапно. И в любой момент.


