Информационные войны и национальная устойчивость Размышления Теймура Атаева
По данным сайта Caliber.az, передает Icma.az.
На дворе XXI век. Мощнейший технологический бум ошарашивает. В подтверждение чего давайте, к примеру, вспомним, за что была присуждена Нобелевская премия за 2024 год в областях физики, химии, медицины и физиологии: открытия и изобретения, обеспечившие возможность машинного обучения нейросетей; применение данных научных достижений, в том числе при моделировании климата, разработке солнечных батарей и анализе медицинских изображений; изучение структур белков, включая разработку модели искусственного интеллекта (ИИ) для предсказания их сложной структуры; открытие микроРНК, то есть фундаментального принципа регулирования активности генов.
Уникально, не так ли? Однако на этом фоне наблюдаем в мире общее падение интеллектуального уровня населения. И самое главное – повсеместную морально-нравственную деградацию. Когда людьми начинают управлять социальные сети.

Да, конечно, соцсети – тоже продукт технологического бума. Другое дело, кто их, так сказать, «танцует»? В том плане, что кто-то же задаёт «техно-вихревые танцы», причём в идентичном духе (ритме) для всего человечества, не так ли? И люди-человеки покорно и практически безмолвно поглощают эти «танцы», нередко – «танцы» на крови.
Парадоксально, но мир сегодня невероятно образован. Параллельно интернет предоставляет массу необходимой информации для развития и прогресса. Детишки с малого возраста посещают всякого рода PreSchool(ы). Но как же легко эта масса оказывается ведомой. Только вот неизвестно куда, в какую сторону? Или известно?
Возможно, кто-то посчитает – ведомой, скажем, в страну «лайков», когда не отреагировать на новый прикид друга (подруги) в сети становится дурным тоном. Тем самым соцсети диктуют моду, в том числе как бы на «обязательность» того или иного действия, а иной подход просто-напросто не принимается, если не осуждается. Или, как минимум, обсуждается с приставкой «анти».
Происходящее невольно наводит на параллели с описанным знаменитым британским писателем и журналистом ХХ века Джорджем Оруэллом, чей нестареющий роман-антиутопия «1984», увидевший свет в середине прошлого века, оказывается современным. Да и своевременным.
«Словно какая-то исполинская сила давила на тебя – проникала в череп, трамбовала мозг, страхом вышибала из тебя твои убеждения, принуждала не верить собственным органам чувств», – бьют наотмашь оруэлловские строки.

«В конце концов партия объявит, что дважды два – пять, и придётся в это верить. Рано или поздно она издаст такой указ, к этому неизбежно ведёт логика её власти. Её философия молчаливо отрицает не только верность твоих восприятий, но и само существование внешнего мира. Ересь из ересей – здравый смысл».
Без сомнений, кто-то из ознакомившихся с этими строками может моментально воскликнуть, что Оруэлл подразумевал авторитарный СССР, а сегодня на дворе капитализм, который-де несёт в массы демократический образ жизни. Не будем сейчас о демократии, но подумаем: а может, понятие «партия» сегодня аккуратно подменено, скажем, G-7? Или иной международной организацией, продвигающей на планете идеологию то «рыночной экономики», то «инклюзивного капитализма», то «прав каких-то любвеобильных меньшинств» и т. д. И все, как один, должны не просто подражать лоббируемым веяниям, позиционируя себя их «искренними» сторонниками, но и в немалой степени отказаться от мировоззренческих установок, выработанных предшествующими поколениями.
Однако, как между строк фиксирует тот же Оруэлл, «потчуемые» подобной ангажированной информацией могут постепенно начать относиться с пониманием к абсурдным идеям. «В самом деле, – пишет он, – откуда мы знаем, что дважды два – четыре? Или что существует сила тяжести? Или что прошлое нельзя изменить?»
Тем самым чёрное становится белым, белое – цветным, а цветное – невидимым. И круговорот такого формата постепенно поглощает планету. Когда люди начинают принимать любую информацию из соцсетей на веру.
Исчезает даже малейшее сомнение в том, что определённая информационная лента может быть наполовину фейковой, преследующей цель воздействия на человеческий мозг в нужном направлении. Как, кстати, задавался этим вопросом Джордж Оруэлл: если «прошлое и внешний мир существуют только в сознании, а сознанием можно управлять – тогда что?».
Да, наверное, ничего. За исключением того, что ты начинаешь верить: дважды два — вроде как пять, ну максимум шесть. А убийства невинных — чуть ли не «очищение планеты».
А потому актуализируется важность следования традициям, духовным ценностям, когда приоритет должен отдаваться своим корням (в глобальном смысле). Нет, конечно, никто ни в коей мере не призывает перечеркнуть социальные сети или поисковые системы. Но каждому из нас целесообразно очень ответственно подходить к информации, нередко подающейся как истина в последней инстанции.
В 2006 году президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что в ракурсе «наших национальных интересов мы не пойдём на уступки никому».

В 2025 году, в рамках III Шушинского Глобального медиафорума, то есть спустя почти 20 лет, глава государства вновь очертил защиту национальных интересов как основополагающий фактор политики Азербайджана.
Тем самым для всех нас актуализируется понимание, что мы должны исходить из этого принципа, рассматривая ту или иную информацию, пробиваемую всё теми же ангажированными антиазербайджанскими силами, исключительно через призму её соответствия национальным интересам страны.


